
Утешение святого Иоанна Златоуста потерявших близкаго сердцу.
С глубоким вниманием обратимся к беседе вселенского учителя св.
Иоанна Златоустаго, и выслушаем, как он любомудрствует о усопших и как
сильно гремит против тех, кои чрезмерно сетуют о лишении присных
сердцу. „Не оплакивай отходящих от нас, разве тех, которые отходят без покаяния", говорит, он „Земледелец
не плачет, когда увидит, что посеянная им пшеница разрушается, но
болит и трепещет, когда она в земле остается твердою. Напротив, когда
видит, что она разрушается, радуется,— потому что разрушение ея есть
начало будущаго прозябания". Так и нам должно радоваться,
(по крайней мере не предаваться неумеренному сетованию), при разрушении
тленнаго тела, когда оно посеяно будет в землю. Не удивляйся, что
апостол назвал погребение сеянием. Это есть наилучшее сеяние. За
обыкновенным сеянием следуют заботы, труды и опасности, а за сим, если
только будем жить праведно, следуют венцы и награды. После перваго
последует опять смерть и тление, а за сим начнется для нас нетление,
безсмертие и нескончаемое блаженство. Кто воскресает, тот никогда уже
нё умирает; тот возвращается к жизни не многотрудной и болезненной, но
к той, где нет, ни болезни, ни печали, ни воздыхания.
Этот вид поминовения усопших можно
заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим
постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей
так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста
прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают
частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут
участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках,
подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных
усопших.
Если потеряли мужа.
Если ты оплакиваешь мужа, потому что остаешься без защиты и покровительства:, то прибегни к общему для всех Защитнику и Покровителю, всеблагому Богу—к
защите необоримой, под кров постоянный — всегда и везде о нас
промышляющему.—И что, скажешь, дружеское обращение с умершим так было
для меня вожделенно, так приятно, что я не могу теперь не сетовать. И я
знаю это:, однако, если ты покоришься благоразумию, и размыслишь о
том, Кто взял его,—и о том, что ты, перенося великодушно свое
сиротство, приносишь свой разум в жертву Богу: то ты в состоянии
будешь преодолеть скорбь свою:, а за безропотное перенесение постигшей
тебя скорби получишь от Бога блистательнейший венец. Если же ты будешь скорбеть чрез меру:
то скорбь твоя, конечно, пройдет со временем, но тебе не принесет
никакой пользы. С этими мыслями, собери еще примеры, столь часто
встречающиеся в жизни приведи себе на память и те, которые представлены
в Божественном Писании. Помысли, что Авраам сам заклал (если не делом,
то намерением) единственнаго сына своего, но не плакал и не произнес
ни одного хульнаго слова.— То был Авраам, скажешь ты? Но мы призваны
еще к большим подвигам. — Иов, конечно, скорбел; но столько, сколько
прилично было скорбеть отцу чадолюбивому и заботящемуся об отходящих
от него чадах. А мы что ныне делаем? Не одним ли врагам свойственно
это? Если бы ты рыдала и оплакивала того, кто введен в царские чертоги
и увеичан: то я не назвал бы тогда тебя другом его, а явным врагом. — Но я, скажешь еще, оплакиваю не его, а саму себя в настоящем моем положении.
И это не свойственно тому, кто любит друга своего, желать, чтобы он
томился ради тебя и подвергался неизвестности будущаго тогда, как он
может быть увенчанным и достигнуть пристанища; или, чтобы его обуревали
волны, когда он может быть в пристани. — Быть может, скажешь мне, мы с
ним. (или с ними) вместе также были бы счастливы, как и были.—Бог
знает. Ты сама говоришь ; „быть может".—Господь лучше нашего знает. —
Но я не знаю, скажешь, куда он отошел? Как не знаешь, скажи мне? Он
(или она) жил праведно, или неправедно:, а потому и видно, куда должен
перейти. — Я сокрушаюсь, но тому самому, что он умер грешником. Это один
предлог. Если ты по этому оплакиваешь умершаго; то тебе надлежало бы
постараться исправить его во время жизни. — Если же он умер и грешником,
то и в сем случае должно радоваться, а не скорбеть; потому что
прекратились дни его, а вместе с ними и грехи его, что он не увеличил
своих беззаконий, и, сколько возможно, помогать ему не слезами, а
молитвами, прошениями, милостынею и подаянием. Все это устроено не без
цели, и мы не напрасно совершаем воспоминания об умерших, при совершении
божественных таинств, приобщаемся за них, умоляем предлежащего Агнца,
подявшаго на Себя грехи мира: все это сделано и делается для того,
чтобы помочь им и исходатайствовать прощение. Почему же ты скорбишь?
Почему плачешь, когда умершему можно приобресть прощение и
помилование?—Ты плачешь, что, сделавшись вдовою, потеряла своего
утешителя? Не говори этого. Ты не потеряла Бога и, доколе Он будет с тобою, (а Он будет с тобою дотоле, доколе ты будешь с Ним),
Сам будет для тебя лучше и мужа, и отца, и сына, и зятя, и всех, кого
бы ты ни имела. Бог все делал для тебя и в то время, когда был у тебя
супруг. А ныне в Нем ты имееиш более, нежели кто другой, Утешителя, Отца
сирот, оставшихся с тобою, и Судию вдовиц (Псал. 67, 6). Его помощи
ищи, и ты узнаешь, что Он теперь более печется о тебе и о твоих чадах,
нежели прежде, и тем более чем в большем находишься ты затруднении. — Не
напрасно апостол ублажает вдовство, когда говорит: "истиниая вдовица и одинокая уповает на Бога" (1 Тим. 5, 5), и тем выше и достопочтеннее явится она, чем более покажет терпения. И так не плачь о том,
что может увенчать тебя.—Рано или поздно ты увидишься с умершим,— и тем
радостнее будет свидание ваше, чем печальнее была разлука. И где
увидитесь? — Там, где никогда уже не будет разлуки.
О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.
На литургии можно подать записки:
На проскомидию
- первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из
особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в
Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;
Вы потеряли сына или зятя?
— Не потеряли; и не говорите: потеряли. Это сон, а
не смерть: переселение, а не потеря; переход от худшаго к лучшему. Если
вы перенесете это великодушно; то отсюда будет. Некоторое утешение и
для умершаго и для вас, если же станете поступать иначе, то возбудите
только гнев Божий против тебя. Говорите подобно Иову: Господь даде; Господь отять
(1,21). Помыслите, сколько таких, кои более вас угождают Богу, и вовсе
не имели детей, и не называются отцами. И мы, скажете, не желал бы
иметь их; лучше было бы вовсе не иметь их, нежели иметь и лишиться, —
лучше было бы не испытывать радостей и удовольствия, нежели, испытала,
сокрушаться потом скорбью и печалию. Нет, прошу вас, не говорите и
этого, не оскорбляйте Господа подобными словами. Лучше благодарите Его и за то, что получили, и благословляйте за то, чего лишились. Иовь не говорил: лучше бы мне не иметь детей; но и благодарил Бога за то, что получил: Господь даде, и бдагословлял Его за то, что лишился: Господь отьять: буди имя Господне благословенно во веки.
Так поступайте и вы, и всегда представляйте себе, что не человек взял у
вас вашего сына или зятя» а Бог, который и сотворити его и более вас
печется о нем: знает лучше вас, что ему полезно, и что вредно,
— не враг ему, или какой либо зложелатель. Также точно пусть
рассуждает муж о доброй жене и хозяйке дома: — так пусть рассуждают
родные о родных,—друг о своем друге. — Домочадцы о своем домовладыке, и
проч. Если все мы будем такая образом любомудрствовать: то и здесь
обретем:спокойствие души и будущих достигаем благ". (Из ХLI беседы св. Иоана Златоуста на 1-е посл. к корин.).
Церковные требы в православных храмах Иерусалима
|