Приветствую Вас Гость!
Суббота, 18.11.2017, 16:48
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Новая страница 4

Форма входа

Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Тивериада и Капернаум

Тивериада и берег Галилейского озера 1870 г.

Это останется в памяти навсегда: солнечный день, бледное небо, галилейские каменные горы, а среди них — далеко внизу, километрах в десяти — вдруг возникшее за поворотом дороги необыкновенно синее Генисаретское озеро — изумительная синева, как на наивных открытках, евангельский покой и мысль, которую трудно переживать без волнения, что вот, пришлось все-таки посмотреть на этот уголок земли, на это озеро, ставшее в Евангелии морем, с его бурями, с его рыбарями и притчами, с его каменными берегами, на которых еще звенит самый тихий и самый внятный на земле голос:
 
— Блаженны плачущие, ибо они утешатся... Галилейские горы опускаются все ниже и ниже. Раскаленным жаром веет навстречу из тивериадской котловины. Еще бы — двести метров ниже уровня моря, безветрие, камень! А Генисаретское озеро голубеет все голубее. Озеро полно музыки, какъ поэма. По еврейски оно называется Кинерет, арфа, ибо шорох его волн напоминает звучание арфы...
 
А вот, мелькнули внизу и белые домики Тивериады, одного из четырех священных городов Палестины, цитадель хасидов[1] и талмудистов, ученых рабби[2], синагог, горячих ключей и каббалистических ангелов[3], чудотворных могил и книги Зогар[4], что значит — сияние. Ведь здесь был дописан на арамейском языке[5] Иерусалимский талмуд[6], здесь покоится великий Маймонид, здесь строил Ирод пышные портики из черного базальта, здесь до сих пор еще существуют пейсы[7], лисьи шапки и библейские бороды.

 

Панорама на Тивериаду и Галилейское море с цитадели 1862 г.

Ничего не осталось от города, построенного Иродом[8] у подножья Галилейских гор, от его вилл и портиков, отражавшихся в синих водах Генисаретского озера. Город был подобострастно назван в честь императора[9], которому и в голову не приходило, что именно на берегах этого озера, именно в этих галилейских городишках возникнет среди рыбачьих сетей и корзин с рыбой, то странное учение, которое, как божественная лихорадка, потрясет грандиозный организм империи.
 
Горы спускаются ниже и ниже. Уже можно разсмотреть отдельные дома, пальмы и низенькие арабские минареты. Случайный спутник показывает рукой на горы и говорит:
 
— Хытин[10]...
 
Хытин? Да, вспоминаю: 1187 год. Страшное поражение крестоносцев Саладином[11],   который лежит после своих великолепных побед в Дамаске. На голой горе, не трудно представить себе под этим солнцем блеск лат и opyжия рыцарского строя, огромный знамена в крестах, геральдических львах и леопардах, лилии Франции, лес копий, медленно опустившихся навстречу сарацинской бурe[12], грохот сражения и потом, в далекой Бургундии или где-нибудь в оксфордских замках, плаче белокурых женщин, когда парусные корабли довезли до них весть о гибели рыцарей под Хытином, о гибели всех надежд.
 
Но исторические реминисценции книжным туманом застилают ландшафт, а от него не хочется оторваться, от этих голых лунных гор, среди которых голубеет Генисаретское озеро и раскинулся белый городок. Издали не видно ни вывесок, ни лимонадных будок, ни наклеенной на стене афиши о новой кинематографической программе. Между тем автомобиль уже въезжает в новое предместье, названное в честь первого верховного комиссара, сэра Герберта Самуэля — Кириат Самуэль — где стоят под солнцем чистенькие дома, госпиталя и отели. Старый город — внизу, смесь черных базальтовых башен (это строительный материал страны), арабских домишек и скучных домов главной улицы, на которой находятся лавки с продавцами в пейсах, автобусы с голоногими   шоферами, поддерживающее сообщение с соседними  еврейскими колониями.  

 

Остатки Цитадели в Северо-восточной части города 1893 г.

 
Теперь картина меняется. Город уже не кажется романтичным, наполненным талмудическим воздухом и сарацинским зноем, а романтичными кажутся горы, обступившие со всех сторон городок. На этих скудных горах растут кое-где ароматические травы. Среди них пасутся стада овец и коз. На том месте, где стоял дворец тетрарха[13], полный красивых женщин, музыки, греческих разговоров и книг, бедуины раскинули свои черные, широкие шатры. А выше только бледно-голубое небо. Года два тому назад случился здесь дождь, какие бывали в Библии, в дни потопа. Не дождь, а сплошные потоки воды падали с неба, с грохотом и ревом свергались с горы и обрушились на Тивериаду. Около тридцати человек было убито, многие дома разрушены. Вода швыряла грузовики на дороге, как щепки, размыла сады и виноградники. Конечно, случилось несчастье, гибли люди и скот. Но где-то, в глубине души, у каждого человека есть жажда катастрофического. Посмотреть бы одним глазком на такой библейский потоп, на землетрясение, когда рушились иродовы портики, когда безмятежное озеро металось в каменных берегах.
 
Озера с главной улицы не видно. Ей не до него среди делишек и забот. Оно там, за арабским кварталом, что спускается к самой воде узкими и вонючими улицами, бедными мечетями и руинами черных базальтовых башен. На улицах пахнет деревенским отхожим местом. Старухи полощут белье у городского источника. И странно, нет-нет, да и мелькнут в окошке или под аркой столетней двери черные женские глаза. Какая вонь, а смуглая ручка, обнимающая глиняный кувшин, совсем такая, как та, о которой вздыхал Лермонтов.
 
В городe тысяч десять жителей. Три тысячи мусульман, человек восемьсотъ христиан-арабов, остальные евреи. Где-то среди базальтовых башен затерялся греческий монастырек, с колоколенкой в один пролет, с двумя железными лучинками креста[14]. Но здесь уже подлинный Восток. Много здесь евреев, которые мало чем отличаются от арабов, носят фески, чалмы, галибии, турецкие штаны с курдюками. В субботу, когда все в городке замирает, когда ни один автобус не позволит себе нарушить субботний отдых, когда все магазины заперты еще с пятничной первой звезды, а продавцы с пейсами бьют себя в грудь и причитают в синагогах, под вечер, на исходе жары, весь город собирается на главной улице и в тощем городском саду, — старики в фесках, с янтарными четками в руках, подышать свежим воздухом, а молодежь погулять, как где-нибудь в польском местечке. Барышни бродят стайками, в легких розовых, желтых и голубых платьях, от которых особенно смуглыми кажутся эти персидские, курдистанские, бухарские и салоникийские еврейки.
 
В субботний полдень, на залитой солнцем улице, вы можете встретить бородатых и румяных хасидов в лисьих шапках и белых лапсердаках, возвращающихся из синагоги и ведущих какие-то талмудические разговоры, а перед сном к вам, единственному постояльцу в отелъ — плохие дела в этом году, вовсе плохие дела — может постучаться хозяин, добродушный человек, обремененный семейством и родственниками и попросить вас потушить в доме свет, потому что сегодня суббота, и благочестивый еврей не должен осквернять себя трудом. Здесь еще шелестят страницы Талмуда.
 
Дорога в Капернаум[15] идет вдоль берега. В знойные часы стада овец и коз спускаются с гор к воде. На голубом озере — ни одной лодки, ни одного косого паруса фелюги. Арабскиe рыбаки принимают участие в забастовке. Ловят рыбу только для себя, тайком, ночью.
 
Всего двенадцать километров, но путешествие небезопасное. Проезжать надо мимо становищ бедуинов, а эти неистовые люди могут забросать автомобиль камнями, а то и подстрелить при случае.
 
Есть что-то необъяснимо прелестное в этом водном пейзаже. Утро. Синька воды.  Тишина...
 
Проезжаешь Мигдал, где русским принадлежат источники, виллу лорда Мелчетта и его апельсиновые рощи. Ведь это — Магдала. Тот самый городок из которого была родом Мария Магдалина[16]. В те дни на этих берегах было много эллинизированных галилейских городков, много легкомысленных, женщин, портиков с коринфскими капителями, синагог с коллонадами. Апостолам, пока они не увидели Рима и Антиохии или Коринфа, городки казались верхом великолепия — Содомом и Гоморой. Может быть, потому, что-здесь грешила, плакала и убивалась в своих грехах Магдалина; что в здешних синагогах из базальта спорил с книжниками Христос; что где-то здесь, на покрытом галькой берегу, сушили пахнущие арбузом „мрежи" апостолы[17], пока им не велено было закинуть иные сети и улавливать не рыб, а человеческие души; что Учитель говорил здесь народу притчи о сеятеле и зернах, упавших на камень, и об утешении плачущих на земле; может быть, потому кажется таким необыкновенным пейзаж, синька озера и обступившие его горы, и далеко на севере покрытая снегом вершина Эрмона[18]?
 
Шоссейная дорога уходит в Рош-Пину[19], а к Капернауму сворачивает проселочная, по обеим сторонам которой стоят черные бедуинские шатры. Целый караван верблюдов идет навстречу. Должно быть, переселяется большое семейство кочевников. На верблюдах навьючены шатры, цыновки, глиняные кувшины, медные тазы, а в придачу женщины и дети. Колокольчик позвякивает на шее передового верблюда. Его уздечка в бирюзе, чтобы отгонять злых духов пустыни. Надменная голова задрана к небу. Поистине, от этой сцены веет воздухом счастливой Аравии[20]!
 
Справа лежит небольшая долина. Арабы называютъ ее Табга[21]. Здесь толпы народа теснились к Учителю, капернаумцы, бросившие с утра свои очаги, позабыв о пище. Некоторые  из двенадцати приступили   к Нему:
 
— У нас только пять хлебов и две рыбы.
 
Две тысячи лет тому назад на этих пустынных местах колосилась пшеница. В одну из суббот апостолы шли среди нив, срывали колосья и ели, проголодавшиеся за день.   Благочестивые фарисеи[22] смотрели на них и сокрушенно покачивали головами.

 

Рыбаки с берегов Галилейского моря в Тивериаде  1895 г.

 
Но вот Капернаум. Все, что осталось от него, — черные базальтовые камни. Должно быть, мрачный был город.
 
В Евангелии от Матфея[23]:
 
— И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься...
 
Адской черноты камни лежат среди колючих растений, которыми могут питаться только верблюды. Так вот где стоял дом центуриона[24] и  другой дом, полный смятения, плача и игры свирелыциков над умершей двенадцатилетней девочкой, и таверна, в которой Христос возлежал и пил вино с мытарями и  грешниками, и городские ворота, у которых сидел сборщик податей Матфей, оставивши все, списки и мешок  с медяками, и ушедший за Христом. Может быть, здесь ходила по улице блудница из Магдалы, с розой   в руке, и улыбалась  богатому юноше, сыну начальника синагоги?
 
Евангелист так хорошо знает здешние места, что, дожно быть, сам был родом из Капернаума. В городке по преданию был дом Петра[25]. Христос провел здесь несколько лет. Из евангельских намеков возникает весь город, полный жизни, женского плача, криков торговцев, стука посуды, запахов и бульканья вина из сосудов. А вокруг — горы заповедей блаженства, пяти хлебов, вверженных в море свиней.

 
Богатые францисканцы построили в Капернауме внушительный монастырь. В   монастырском саду находятся развалины синагоги (II в. по Р.X.). Францисканские археологи возстановили четыре колонны, привели в порядок камни. Обломки архитравов[26] в пышной орнаментике упадочной эпохи: плоды  гранат, листья аканфов[27], меандры[28], цветы и символ манны небесной[29] — сосуд, в котором виноградные  грозди.   Пахучие  эвкалипты склоняются над руиной. А, можетъ быть,  это та самая синагога?
 
Автобус покидает Тивериаду в полдень. Рядом сидит старая арабка. В ногах у нее плетеная корзина с рыбой, пойманной в Галилейском море. Я смотрю с волнением на эти рыбы. Ведь они потомки тех рыб, которых ловил сетями Симон и его брат Андрей[30].

 

Примечания


[1] Хасиди́зм (от ивр. חסידות‎, хасидут, «праведность») — религиозно-мистическое течение в иудаизме. Движение возникло в еврейских общинах на территории Речи Посполитой (Польша) в XVIII веке. Хасидизм возник после краха мессианского движения Шабтая Цви и погромов времён освободительной войны украинского народа, известной в украинской истории как «Хмельнитчина», а в еврейской «Гзерот ТаХ ве ТаТ» (Антиеврейские декреты 1648 и 49 года), как движение протеста против закостенения иудейской учёности, деспотической власти кагала, раввинистического формализма и оторванности учёных евреев от народной жизни. Вдохновителем хасидизма стал проповедник ребе Исраэль Бен Элизер (1698—1760), также известный как Рабби Исроэль Бааль Шем Тов или сокращённо Бешт. На основе Каббалы он создал собственное течение в иудаизме, поставившую религиозный экстаз и непосредственный мистический опыт выше как талмудической учёности, так и аскетических практик Каббалы. Бешт рассматривал свою проповедь как пророческое откровение. Исследователи видят в хасидизме следы гностицизма. По материалам википедии.
 
[2] Равви́н (от арам. רבין‎ раби́н, возможно через греч. ραββίνος; от ивр. רַב‎, рав; идиш רבֿ‎, рoв/рув — перед собственным именем hоРа́в; букв. «великий», «значительный», «учитель») — в иудаизме учёное звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы и Талмуда. Присваивается по получении еврейского религиозного образования, даёт право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве и быть членом религиозного суда. По материалам википедии.
 
[3] Каббала́ (ивр. קַבָּלָה‎, «получение, принятие, предание») — духовное мистическо-философское учение, основными источниками которого считаются еврейские религиозные книги Йецира, Багир, Зоар и писания Ари (раввина Ицхака Лурия Ашкенази, известного также под именем Аризаль). Каббала прямо или косвенно повлияла на многих философов и учёных на протяжении истории и приобрела значительную популярность в последние годы. На Каббале основаны многие еврейские движения последних столетий — в частности, такие значительные, как хасидизм и религиозный сионизм. По материалам википедии.
 
[4] Книга Зо́ар (также Зогар, Зохар ивр. סֶפֶר זהַר‎, Се́фер Зо́hар, «Книга Сияния») — это основная и самая известная книга из многовекового наследия каббалистической литературы. Написана скорее всего в XIII веке. Каббалисты утверждают, что книга была написана рабби Шимоном Баром Йохаем (РаШБИ) во II веке н. э. и в течение многих столетий была скрыта. Рабби Акива, учитель Рашби, сказал об этом: «Взошла звезда от Яакова». Книга «Зоар», написанная на арамейском языке, описывает разговор РаШБИ с его учениками на философские темы: устройство и сотворение мироздания, кругооборот душ, Тора, будущее человечества, отношения Бога и человека. Каббалисты считают, что Книга Зоар обладает уникальной возможностью положительного влияния на судьбу того, кто её изучает. По материалам википедии.
 
[5] Араме́йские языки — языки из группы семитских языков. В древности арамейский язык выполнял роль лингва-франка на значительной территории Ближнего Востока и в частности он был разговорным языком Палестины во времена Иисуса Христа. Арамеями в древности называли группу западносемитских племён, кочевавших примерно на территории современной Сирии. Язык их (а точнее, группа родственных диалектов) чрезвычайно близок ханаанейским языкам, в частности, ивриту. Арамеи никогда не образовывали единый народ и не имели единого государства. Язык их, тем не менее, вёл себя чрезвычайно экспансивно, непрерывно расширяя свою территорию. Арамейский выполнял роль «лингва-франка» во всём регионе Ближнего Востока, вытеснив из употребления аккадский язык в Ассирии и Вавилонии. По-арамейски общались послы и купцы в Израиле и Иудее. Особенно усилилось положение арамейского языка в эпоху правления Ахеменидов (VII век до н. э. — IV век до н. э.), при которых он стал официальным языком империи. В эллинистическую эпоху и вплоть до арабского завоевания (VII век н. э.) арамейский успешно конкурирoвaл с греческим, оставляя за всеми остальными семитскими языками роль местных наречий. По материалам википедии.
 
[6] Талму́д (ивр. תָלְמוּד‎, «учение, учёба») — многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма, охватывающий Мишну и Гемару в их единстве. Талмуд — уникальное произведение, включающее дискуссии, которые велись на протяжении около восьми столетий (с II в. до н. э. по VI в. н. э.) законоучителями Эрец-Исраэль и Вавилонии и привели к фиксации Устного Закона. Известен также как Устная Тора (Устное Учение или Устный Закон). Центральным положением ортодоксального иудаизма является вера в то, что Устная Тора была получена Моисеем во время его пребывания на горе Синай, и его содержание веками передавалось от поколения к поколению устно, в отличие от Танаха (еврейской Библии), который носит название Письменная Тора (Письменный Закон). По материалам википедии.
 
[7] Пейсы (ивр. פאות‎) — длинные неподстриженные пряди волос на висках, традиционный элемент прически ортодоксальных евреев. Согласно традиции иудаизма, еврейский мужчина должен иметь пейсы, бороду и внутри помещения — непременно головной убор. По материалам википедии.
 
[8]  Ирод Антипа (20 год до н. э. — после 39 года н. э.) — правитель Галилеи и Переи с 4 года по 39 год н. э., сын царя Ирода Великого и одной из его жен, самаритянки Малтаки. По завещанию Ирода Великого после его смерти Иудея была разделена между тремя его сыновьями: Архелаем, Филиппом и Антипой. При этом Архелай должен был наследовать царский титул, на который претендовал и Антипа. Однако римский император Август, который утверждал назначение, «предоставил Архелаю половину царства с титулом этнарха и обещанием возвести его в царский сан, как скоро он покажет себя этого достойным. Вторую половину он разделил на две тетрархии, которые предоставил двум другим сыновьям Ирода» (Иосиф Флавий, «Иудейская война» II, гл. 1-6, также «Иудейские древности» XVII, гл. 8-11). Таким образом Антипа получил лишь более низкий титул тетрарха. Связь Ирода Антипы с Иродиадой, женой его сводного брата (вероятно Филиппа) публично осуждалась Иоанном Крестителем, что послужило причиной заключения, а в дальнейшем и казни Иоанна. По Марку Антипа был против казни Иоанна, «зная, что он муж праведный и святой»  (Мк.6:20), и согласился на неё лишь потому, что пообещал дочери Иродиады (вероятно Саломее) выполнить любое её желание. Однако по Матфею Антипа и сам «хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка»  (Мф.14:5) Лука — единственный из евангелистов, кто упоминает о встрече Ирода Антипы с Иисусом: Когда Иисус был задержан, Понтий Пилат, «узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нём, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату»  (Лк.23:6-12). Лука пишет, что это привело к улучшению прежде враждебных отношении между Пилатом и Иродом и дало Пилату возможность заявить: «… и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нём достойного смерти; итак, наказав Его, отпущу». Ирод Антипа сумел установить дружеские отношения с императором Тиберием и назвал в его честь свою новую столицу — Тивериаду. Однако следующий император, Калигула, благоволил племяннику Антипы, Ироду Агриппе. Калигула освободил Агриппу из тюрьмы и, присвоив ему царский титул, назначил править тетрархией умершего Филиппа (Иосиф Флавий, «Иудейские древности» XVIII, гл. 6-7). Этого не могла стерпеть Иродиада, вынудив Антипу вопреки его собственному желанию, обратиться к Калигуле с просьбой о присвоении ему царского титула. Однако, когда Антипа отправился к императору, Агриппа послал Калигуле донос, обвинив Антипу в заговоре с парфянским царем Артабаном и в соучастии в заговоре Сеяна. В результате в 39 году н. э. Ирод Антипа был сослан в Лугдунум в Галлии (современный Лион). Тетрархия и имущество Антипы были переданы Агриппе. Иродиаде было предложено остаться под покровительством брата (Агриппы), но она предпочла отправиться в ссылку с мужем. Согласно Флавию, Ирод Антипа умер в изгнании («Иудейская война», II, гл. 9), хотя Дион Кассий упоминает, что он был убит («Римская история», LIX, 8.2) По материалам википедии.
 
[9] Тибе́рий Це́зарь А́вгуст (лат. Tiberius Caesar Augustus; урожденный Тиберий Клавдий Нерон, лат. Tiberius Claudius Nero, 42 до н. э.—37) — второй римский император (с 14 г.) из династии Юлиев-Клавдиев. Согласно Библии, именно в его правление был распят Иисус Христос (Лк.3:1). Также великий понтифик (с 15 г.), многократный консул Римской империи (13 и 7 гг. до н. э., 18, 21 и 31 гг.), многократный трибун ( ежегодно с 6 до н. э. по 37 г. кроме 1 до н. э. - 3 год н. э.). Полный титул к моменту смерти: Tiberius Caesar Divi Augusti filius Augustus, Pontifex Maximus, Tribuniciae potestatis XXXIIX, Imperator VIII, Consul V — Тиберий Цезарь Август, сын Божественного Августа, Великий Понтифик, наделён властью народного трибуна 38 раз, император 8 раз, консул 5 раз. По материалам википедии.
 
[10] Битва при Хаттине - король Иерусалимского королевства Ги де Лузиньян со своим войском выступил против мусульман утром в пятницу, 3 июля 1187 года, продвигаясь от Сеффурийских источников к Тивериадскому озеру. Расстояние было небольшим — двадцать километров, но караван пятидесятитысячной (по другим данным в армии было чуть более двадцати тысяч человек) армии растянулся на несколько миль. Знойный и засушливый июль Палестины делал свое дело и войска крестоносцев, с трудом продвигаясь по выжженой местности под палящим солнцем, не успели дойти до воды к закату. Поворачивать назад, к источникам, было слишком поздно и, по совету графа Раймунда Триполийского они остановились на отдых в местности, называемой Рога Хаттина (Horn of Hattin). Едва они разбили походные шатры, как Саладин приказал своим войскам поджечь сухой кустарник, растущий в изобилии на склонах гор. Едкий дым застилал небо, затрудняя дыхание, и страдания измученных долгим переходом и солнечным зноем войск короля усугубились жаром пламени, горевшим вокруг лагеря. В довершение этого калиф скомандовал разместить возле лагеря кувшины, заполненные водой из Тивериадского озера, опустошая их на глазах измученных жаждой крестоносцев, а затем обстрелять лагерь из луков и арбалетов. На военном совете, собранном королем Ги, было принято решение немедленно атаковать войска Саладина, и брат Ги де Лузиньяна — Амори стал организовывать эскадроны для нападения. Раймунд Триполийский возглавлял дополнительные войска, и по прибытии к лагерю стал со своим отрядом в авангарде. Согласно бывшей в те времена традиции граф Триполийский, как сеньор Тивериадских земель, на которых происходила битва, принял на себя командование войсками, возглавляя первую дивизию. Балиан д’Ибелин и Жослен Эдесский со своими рыцарями прикрывали тылы, создав арьергард. Однако, как только дивизии были выведены на позиции и построены в боевом порядке, шесть рыцарей из войска графа Триполийского по имени Балдуин де Фортью (Baldwin de Fortune), Раймонд Бак (Raymond Buck), и Лаодиций де Тибериас (Laodicius de Tiberias) с тремя своим товарищами, «охваченные дьявольским духом сбежали к Саладину и, внезапно перейдя к сарацинам, донесли им обо всех особенностях текущего положения, намерениях и ресурсах христиан», призывая султана напасть на крестоносцев быстро и неожиданно первым, дабы получить победу. Услышав эти слова Саладин приказал своим войскам выстроится в боевой порядок и двинуться вперед на рыцарей.) Пехота королевского войска, увидев наступление сарацин, поднялась на вершину горы, и отказалась сражаться, несмотря на команду короля, мольбы епископов и требования баронов. Раймунд Триполийский со своей дивизией выступил навстречу эскадрону мусульман но те, разделившись создали проход сквозь, позволивший отряду рыцарей углубиться, а затем сомкнули свои ряды, окружив крестоносцев плотным кольцом. Спастись удалось всего десяти-двенадцати рыцарям, в том числе самому графу Триполийскому и его четверым пасынкам. Из окружения вырвались также Балиан д’Ибелин и Жослен Эдесский (по другим данным в битве не участвовал, находился в Акре). В субботний день 4 июля 1187 года «разверзлись облака смерти, и померк свет в этот день скорби, страдания, горя и разрушений». В Хаттинской битве, длившейся семь часов, нашли свою смерть многие славные рыцари, а те кто остался в живых были пленены сарацинами. В числе плененных оказались король Ги, его брат Амори — коннетабль Королевства, Грандмастер тамплиеров Жерар де Ридфор, Антиохийский принц Рено де Шатийон, Онфруа Торонский и многие другие бароны и рыцари, имена которых долго перечислять. В этой битве был потерян навсегда и Честной Животворящий Крест Господень. По материалам википедии.
 
[11] Сала́х ад-Ди́н (араб. صلاح الدين يوسف ابن ايوب‎‎, Салах-ад-дин Юсуф ибн-Айюб, 1138, Тикрит — 4 марта 1193, Дамаск) — султан Египта и Сирии, полководец, мусульманский лидер XII века. Основатель династии Айюбидов, которая в период своего расцвета правила Египтом, Сирией, Ираком, Хиджазом и Йеменом. В Европе известен именно как Саладин, хотя это даже не имя. Салах-ад-дин — это лакаб — почётное прозвище, означающее «Правота веры». Собственное имя этого правителя — Юсуф, сын Айюба. По материалам википедии.
 
[12]  Сараци́ны (греч. Σαρακηνός) — народ, упоминаемый древнеримским историком IV века Аммианом Марцеллином и Птоломеем. Кочующее разбойническое племя, бедуины, жившие вдоль границ Сирии. В начале средних веков было распространено христианскими писателями на всех арабов, а затем стало означать вообще мусульман. Происхождение слова остается невыясненным. В настоящее время термин используется историками по отношению к населению Арабского халифата в период до турецких завоеваний (VII век — XIII век).  По материалам википедии.
 
[13] Автор имеет ввиду Ирода Антипу (20 год до н. э. — после 39 года н. э.) (Прим П.Платонова). Ирод Антипа — правитель Галилеи и Переи с 4 года по 39 год н. э., сын царя Ирода Великого и одной из его жен, самаритянки Малтаки. По завещанию Ирода Великого после его смерти Иудея была разделена между тремя его сыновьями: Архелаем, Филиппом и Антипой. При этом Архелай должен был наследовать царский титул, на который претендовал и Антипа. Однако римский император Август, который утверждал назначение, «предоставил Архелаю половину царства с титулом этнарха и обещанием возвести его в царский сан, как скоро он покажет себя этого достойным. Вторую половину он разделил на две тетрархии, которые предоставил двум другим сыновьям Ирода» (Иосиф Флавий, «Иудейская война» II, гл. 1-6, также «Иудейские древности» XVII, гл. 8-11). Таким образом Антипа получил лишь более низкий титул тетрарха. Связь Ирода Антипы с Иродиадой, женой его сводного брата (вероятно Филиппа) публично осуждалась Иоанном Крестителем, что послужило причиной заключения, а в дальнейшем и казни Иоанна. По Марку Антипа был против казни Иоанна, «зная, что он муж праведный и святой»  (Мк.6:20), и согласился на неё лишь потому, что пообещал дочери Иродиады (вероятно Саломее) выполнить любое её желание. Однако по Матфею Антипа и сам «хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка»  (Мф.14:5).  «Иисус облекается Иродом в белые одежды» (Дуччо, Маэста). Лука — единственный из евангелистов, кто упоминает о встрече Ирода Антипы с Иисусом: Когда Иисус был задержан, Понтий Пилат, «узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нём, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату»  (Лк.23:6-12). Лука пишет, что это привело к улучшению прежде враждебных отношении между Пилатом и Иродом и дало Пилату возможность заявить: «… и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нём достойного смерти; итак, наказав Его, отпущу». Ирод Антипа сумел установить дружеские отношения с императором Тиберием и назвал в его честь свою новую столицу — Тивериаду. Однако следующий император, Калигула, благоволил племяннику Антипы, Ироду Агриппе. Калигула освободил Агриппу из тюрьмы и, присвоив ему царский титул, назначил править тетрархией умершего Филиппа (Иосиф Флавий, «Иудейские древности» XVIII, гл. 6-7). Этого не могла стерпеть Иродиада, вынудив Антипу вопреки его собственному желанию, обратиться к Калигуле с просьбой о присвоении ему царского титула. Однако, когда Антипа отправился к императору, Агриппа послал Калигуле донос, обвинив Антипу в заговоре с парфянским царем Артабаном и в соучастии в заговоре Сеяна. В результате в 39 году н. э. Ирод Антипа был сослан в Лугдунум в Галлии (современный Лион). Тетрархия и имущество Антипы были переданы Агриппе. Иродиаде было предложено остаться под покровительством брата (Агриппы), но она предпочла отправиться в ссылку с мужем. Согласно Флавию, Ирод Антипа умер в изгнании («Иудейская война», II, гл. 9), хотя Дион Кассий упоминает, что он был убит («Римская история», LIX, 8.2). По материалам википедии.
 
[14] Имеется ввиду греческий правосланвый монастырь 12 апостолов на набережной Тивериады. (Прим. П.Платонова)
 
[15] Капернау́м, Кафарнаум, Кфар Нахум (ивр. כפר נחום‎, произн. k-pûrn-m букв. «городок Наума») — памятник истории в Израиле. В прошлом — город в Галилее (Северная Палестина) на берегу Тивериадского моря (сейчас — озеро Кинерет), библейское место. Упоминается в Новом Завете как родной город апостолов Петра, Андрея, Иоанна и Иакова; в Капернауме в синагоге проповедовал Иисус Христос. Хотя «Кфар Наxум» — оргинальное названием маленького городка, обозначающее «деревня Наума», это название никак не связано с именем пророка Наума Элкосеянина. В сочинениях Иосифа Флавия это наименование звучало как «Kαφαρναουμ (Кафернаум)». Арабы называют город Талум — составное слово от Tell — руины и Hum — возможно означает имя Наум. Город был основан около 2500 лет назад. К I веку нашей эры город процветал благодаря своему местоположению на границе государства Ирода Антипы. Через Капернаум пролегали торговые пути с побережья Средиземного моря до Сирии и Малой Азии. После завоевания палестины римлянами в городе стоял отряд легионеров. В Капернауме, согласно Евангелиям проходила основная проповедческая деятельность Иисуса Христа. В Капернауме Иисус обрёл своих апостолов — Петра, Андрея, братьев Зеведеевых Иоанна Богослова и Иакова и Левия Матфея. Во II веке в Капернауме образовалась община евреев, перешедших в христианство. В следующем столетии в городе была построена церковь и он стал оплотом христианства в районе.  V веку в городе проживало около 1500 человек, но в VII веке после нашествия персов и арабов город покинули христиане и евреи.  настоящее время Капернаум относится к системе израильских национальных парков. В 1838 г. были обнаружены развалины Белой синагоги. Однако, археологические исследования начались лишь в начале XX века. Территория вокруг синагоги принадлежит францисканскому ордену. Синагога была построена в III — IV веках. Здание стоит на развалинах более древнего сооружения, возможно, синагоги в которой проповедовал Иисус.  Греческая церковь Собора Двенадцати Апостолов. Построена в 1980-х годах на части территории евангельского Капернаума. Выполнена в традиции церквей островной Греции, состоящий из кубов и куполов в виде полусфер. Однако, в отличие от собственно Греции, где купола всегда красят в синий цвет, здесь они оказались красными. Это превратило небольшую церковь в яркую цветовую доминанту панорамы. Территория монастыря интересна не архологическими раскопками, а царящей здесь атмосферой патриархального поместья с полузапущенным, но по-южному богатым садом с павлинами. Убранство церкви непривычно яркое и радостное. Все это обширное хозяйство содержит единственный монах, брат Иринарх из греческой Македонии. По материалам википедии.
 
[16] Мари́я Магдали́на (ивр. מרים המגדלית‎, др.-греч. Μαρία ἡ Μαγδαληνή, лат. Maria Magdalena) — персонаж Нового Завета, преданная последовательница Иисуса Христа, христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при Распятии и была свидетельницей Его посмертного явления. В православной и католической церквях почитание Магдалины отличается: православие почитает её исключительно как мироносицу, излечённую от семи бесов и фигурирующую только в нескольких евангельских эпизодах, а в традиции католической церкви долгое время было принято отождествлять с нею образ кающейся блудницы и Марию из Вифании, а также прилагать обширный легендарный материал. По материалам википедии.
 
[17] Апо́столы (апостол, греч. απόστολος — «посол, посланник») — ученики и последователи Иисуса Христа. В узком смысле термин апостол употребляется для обозначения двенадцати непосредственных учеников Христа; в более широком — 70 ближайших сподвижников Его Церкви, так называемые апостолы от семидесяти. По материалам википедии.
 
[18] Хермо́н (ивр. הר חרמון‎, араб. جبل الشيخ‎‎ — Джебель-эш-Шейх, в русском варианте Ермон) — самая высокая гора на территории Израиля. Горный массив Хермон имеет длину около 60 км и расположен на перекрестии границ Ливана, Израиля и Сирии. Его вершина находится на высоте 2814 метров над уровнем моря на границе Сирии и Ливана. Самая высокая точка на территории Израиля 2236 метров над уровнем моря. Гора Хермон — единственное место в Израиле, где можно заниматься зимними видами спорта. Израилю принадлежит лишь 70 км² горного массива, что составляет около 7 % его общей площади (1000 км²). Большая часть израильской территории Хермона является заповедником. Также там расположены четыре населенных пункта: Наве Атив, Нимрод, Мадждаль Шамс и Эйн Киния. Хермон упоминается в Ветхом Завете:  И взяли мы в то время из руки двух царей Аморрейских землю сию, которая по эту сторону Иордана, от потока Арнона до горы Ермона, — Сидоняне Ермон называют Сирионом, а Аморреи называют его Сениром. (Втор.3:8-9). По материалам википедии.
 
[19] Рош-Пина (ивр. ראש פינה‎) — город в Израиле. Рош Пину называют «матерью поселений в Галилее». Само название города означает «краеугольный камень». Находится он на склоне горы Канаан. Отсюда открывается обзор на Голанские высоты, гору Хермон и долину Хула. Рош Пина по праву считается одним из красивейших уголков Израиля. На сайте — история города, карта города с обозначенными на ней гостиницами (циммерами), ресторанами и туристическими объектами. Они же представлены в виде таблицы в отдельном разделе «Размещение и развлечения». В разделе «Путешествия и экскурсии» можно узнать об экскурсии в птичий заповедник на озере Хула (лучше всего посетить перед Песахом, когда здесь отдыхают стаи перелетных птиц) и о сплаве по реке Иордан на плотах или лодках (каяках). По материалам википедии.
 
[20] Арави́йский полуо́стров (араб. جزيرة العرب‎‎, Джазират аль-Араб), Ара́вия, — полуостров в Юго-Западной Азии. На востоке омывается водами Персидского и Оманского залива. С юга его омывают Аравийское море и Аденский залив, с запада — Красное море. В геологическом отношении полуостров образует Аравийскую плиту, бывшую некогда частью африканской континентальной массы. Аравийский полуостров почти полностью покрыт пустынями — северную его часть занимает пустыня Нефуд, южную — Руб аль-Хали.
На Аравийском полуострове и сопредельных островах расположены современные государства Саудовская Аравия, Йемен, Оман, Объединённые Арабские Эмираты, Бахрейн, Катар и Кувейт. В непосредственной близости к Аравийскому полуострову расположены Египет, Иордани

Источник: http://simvol-veri.ru/xp/interesnoe/44-2010-07-17-16-59-52/377-2011-01-05-01-47-27.html

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001126850926 (ВАША ПОМОЩЬ НАШЕМУ САЙТУ)

Категория: Мои статьи | Добавил: simvol-veri (05.01.2011) | Автор: Gleb

Просмотров: 1388 | Теги: А.П. Ладинский, паломничество, Капернаум, Галилейское море, Путешествие в Палестину | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Рейтинг@Mail.ru