Главная » Статьи » Мои статьи |
![]() На пути в монастырь свв.Иоанна и Георгия Хозевитов в Иудейской пустыни.
Обитель была основана пятью сирийскими иноками в
535 г. В 587 г. сюда пришел для уединенных подвигов святой Иоанн
Хозевит. Он родился в Египте в городе Фивы, прславился мудростью и
благочестием и был поставлен, по повелению византийского императора, во
епископы Кесарии Палестинской. Но административная деятельность
тяготила аскета и молитвенника, он ушел сюда, в ущелье Хузива, где и
стал настоятелем Лавры. Он скончался в 596 г., а через несколько
десятителий в обитель пришел преподобный Георгий, родом с острова Кипр,
прибывший для поклонения святым местам Иерусалима и Палестины. Именно
ему суждено было стать самым знаменитым из хозевитских настоятелей, с
его временем связан расцвет. В память о великом подвижнике обитель и
называется сегодня именем Георгия Хозевита.
![]() Вид на монастырь свв.Иоанна и Георгия Хозевитов. Ущелье Вади Кельт.
![]() Среди величественных гор Иудейской пустыни.
Сейчас трудно поверить в это, но когда-то ущелье
Вади Кельт было одним из самых "обжитых" мест пустыни. Его стены были
буквально испещрены пещерами-кельями православных подвижников, которых
насчитывалось к моменту персидского нашествия до пяти тысяч человек.
Многие из этих "сотовых" келий вожно видеть и сейчас - в основном, в
полуразрушенном и заброшенном виде.
В нашем представлении Лавра - это очень большой, богатый и
знаменитый монастырь. В Русской Церкви это действительно так: лишь
четырем крупнейшим обителям присвоено почетное наименование Лавры. Но
исторически лавры возникают как одна из разновидностей монастырской
организации именно в скалистых ущельях Иудейской пустыни. Само слово,
неясного происхождения (не путать с деревом лавр), означает (примерно)
"улица келий", "улица пещер" - первоначально, может быть, просто "рой,
скопление пещер"). Смысл термина может быть прояснен из сравнения трех
древнейших способов монашеского жизнеустройства. Первые монахи (от
греческого "монахос" - уединенный) были отшельники. Этот вид подвига,
будь то в пустыне, или в лесах русского севера, не каждому под силу.
Поэтому вскоре практически одновременно, появляются киновии (общежития)
- обители, где иноки живут вместе, дружной общиной, почти коммуной,
управляемые строгим уставом и не менее строгим наставником - игуменом.
Лавра - промежуточное состояние между отшельничеством и киновией.
Каждый из лавриотов живет в отдельной, уединенной келье - пещере. Даже
если в близком соседстве с другими, то все равно уединенной - до такой
степени, что, взобравшись в свою келью (как правило, по веревочной
лестнице, которая тут же убиралась) подвижник оказывался в
неприступной изоляции, поистине наедине с Богом. ![]() В таких пещерах укрывались от зноя и холода монахи-отшельники.
Место для обители выбрано было не случайно. Это
место, как сказано в Библии, указано было Богом для жительства пророку
Илье в период трехлетней засухи в Израиле: "И было к нему слово
Господне: Пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа,
что против Иордана, из этого потока ты будешь пить, а воронам я повелел
кормить тебя там. И пошел он, и сделал по слову Господню. И вороны
приносили ему хлеб и мясо по утру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока
он пил. По прошествии некоторого времени этот поток высох, ибо не было
дождя на землю" (3 Цар, 17, 2 - 7).
Поток на дне оврага и в наше время летом
полностью пересыхает, шум его можно слышать только самой ранней весной.
И пещера пророка Илии, куда вороны носили ему пищу, сохранилась, в ней
находится церковь.
Эта пещера связана в церковном предании с другим,
уже новозаветным событием. Помните, мы рассказывали о Иоакиме и Анне,
родителях Пресвятой Богородицы. Когда священники в храме отказались
принять жертву у бездетного Иоакима, он, в отчаянии и скорби, ушел,
покинув Иерусалим, в пустыню, где пастухи пасли принадлежавшие ему
стада. И поселился в этой самой пещере, освященной именем великого
ветхозаветного пророка, где и пребывал в посте и молитве сорок дней и
сорок ночей, пока Ангел, посланный Богом, не открыл ему радостную тайну
о рождении Марии. В память о том, как Иоаким и Анна вымолили себе у
Бога дитя, соборный храм обители посвящен празднику Рождества
Богородицы.
![]() В пещере св.пророка Илии
![]() Таким образом подавали воду и пищу
монахам-отшельникам.
Далее наш
путь продолжился на юг к монастырю преп.Герасима Иорданского. Нам
известен этот святой, описываемый в иконографии со львом. Преп.Герасим
соединил отшельничество с общинным монашеством и был один их первых,
кто перевел отшельническое и аскетическое монашество в гораздо более
благодатные места для жизни и духовных занятий, чем тяжелая
негостеприимная пустыня. В середине V века им был основан монастырь в
южной части Иорданской долины. Современный монастырь, восстановленный
патриархией в XIX веке, построен не как считается на развалинах
древнего монастыря св.Герасима, а расположенного немного севернее, а на
развалинах другого важного здания - Лавры Каламон. Эта лавра была
основана в IV веке, для того, чтобы дать пристанище всем отшельникам
пустынной долины реки Иордан. В V, а особенно в VI веках, границы Лавры
расширились и число ее монахов достигло многих десятков. В центре Лавры
был построен киновион (общежитие), которым пользовались все
отшельники. Для обеспечения безопасности, здание общежития было
выстроено в форме крепости. Оно было настолько прочным, что персы не
смогли его ни захватить, ни уничтожить , так что на протяжении всего
персидского периода оно служило убежищем не только для окрестных
монахов, но и для всех отшельников пустыни. Сам монастырь св.Герасима
был разрушен персами и больше никогда не восстанавливался. Лавра
Каламон продолжила своё существование до XII века. С мамелюкским
нашествием и ухудшением условий жизни в пустыни, она опустела и была
практически забыта. В XIX веке греческая Патриархия восстановила лишь
малую часть этого общежительного монастыря, известного теперь как
монастырь св.Герасима Иордаского.
![]() В монастыре преп.Герасима Иорданского
![]() Чудотворная икона Божией Матери Млекопитательница
![]() Святые мощи мучеников от персов побиенных
![]() Икона преп.Серафима Саровского в
монастыре преп.Герасима Иорданского
![]() Русские паломники в монастыре преп.Герасима Иорданского
![]() Чудотворная икона преп.Герасима Иорданского
![]() Алтарь верхнего храма в монастыре
преп.Герасима Иорданского
![]() Алтарь верхнего храма в монастыре преп.Герасима Иорданского
Использованы текстовые материалы из книги Н.Н.Лисового "Приди и виждь".
Фотографии предоставлены БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ С ИЕРУСАЛИМА
Заказ треб на Святой Земле
| |
Категория: Мои статьи | Добавил: simvol-veri (04.09.2009)
| Автор: GLEB | |
Просмотров: 3911
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |