Приветствую Вас Гость!
Суббота, 18.11.2017, 16:51
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Новая страница 4

Форма входа

Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ХРАМ ГРОБА ГОСПОДНЯ . МЕСТА ПОКЛОНЕНИЯ, ПРИДЕЛЫ И ПРЕСТОЛЫ

Фасад храма со стороны входа (юж. сторона) - типичное произведение романской архитектуры XII в. В сдвоенных люнетах портала находились первоначально мраморные барельефы, изображавшие «Вход Господень в Иерусалим» и «Погребение Спасителя» (переданы на хранение в Музей Рокфеллера в Иерусалиме). Справа перед входом в храм (правая дверь заложена при Салах-ад-Дине) - деревянный люк, прикрывающий гробницу рыцаря Филиппа д'Обинье, сопровождавшего герм. имп. Фридриха II при въезде в Иерусалим в 1229 г.

Колонна Св. Огня - одна из мраморных коринфских колонн, оформляющих портал слева, расколотая почти наполовину. Согласно греч. преданию, изданному по рукописи из Иерусалимской Патриаршей б-ки А. И. Пападопуло-Керамевсом, в Великую субботу 1634 г. в связи с возникшими спорами о пасхалии (греки праздновали в тот год Пасху 6 апр., на неделю раньше, чем армяне) тур. власти по настоянию арм. эпитропа (наместника), заперли храм, не допустив православных на службу Св. Огня. По молитве правосл. верующих, собравшихся у закрытых дверей во главе с митр. Вифлеемским Парфением и архиеп. Газским Афанасием (патриарха Феофана IV не было в Иерусалиме), из налетевшей грозовой тучи ударила молния и из трещины расколовшейся колонны явился Св. Огонь (Рассказ о чуде, совершившемся со Св. Светом в 1634 г. // ППС. 1894. Т. 13. Вып. 2(38). С. 19-23; о др. версиях предания, с различными датировками и дополнительными подробностями, содержащихся в рассказах инока Серапиона (1830) и иером. Парфения (Агеева; 1845), . С. 49-50, 73-74).

В правом, сев.-вост. углу двора наружная лестница ведет к небольшой часовне, служившей вестибюлем Голгофского придела. Ныне она называется часовней Богоматери Скорбящей или «часовней франков», иногда в лит-ре упоминается как часовня Совлечения риз в воспоминание о том, как рим. солдаты делили между собой одежды Распятого. Под католич. приделом, на 1-м этаже, отдельный вход ведет в греч. парекклисион прп. Марии Египетской.

Внутри храма, напротив входа, лежит Камень помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой (толщина 30 см), на боковых сторонах к-рой по периметру вырезан греч. текст тропаря св. Иосифу Аримафейскому («Благообразный Иосиф»). Соответствующий евангельский текст (Ин 19. 38-40) написан по-греч. на мраморной доске, висящей справа. Снятие с Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под визант. образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания (мозаика выполнена по благословению Патриарха Диодора в 1990 В. Цоцонисом). Над Камнем - 8 лампад (4 - греч., 2 - арм., 1 - лат., 1 - копт.).

Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V в. в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу 6 архиереев переносят с Голгофы на Камень помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.

От Камня помазания паломники проходят влево, под своды ротонды, к часовне Гроба Господня, или Кувуклии. Вход в Кувуклию фланкируют невысокие мраморные преграды со скамьями, за к-рыми стоят высокие канделябры, принадлежащие католикам. Над дверью в 4 ряда висят лампады, число к-рых определяется условиями status quo: 13 правосл., 13 лат., столько же арм. Одно из украшений Кувуклии - рус. резная серебряная сень 1-й пол. XIX в. с 12 иконами св. апостолов, выполненными в технике ростовской финифти. В 2004 г., по заказу Иерусалимской Патриархии, старинные финифти заменены новыми (изготовлены по совр. технологии ростовской фирмой А. Рудника).

Кликните для увеличения картинки
Часовня Гроба Господня (Кувуклия)

Часовня Гроба Господня (Кувуклия)
Кувуклия (8,3×5,9 м) состоит из 2 частей: западной, 6-угольной в плане (2,07×1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4×3,9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской правосл. литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе). В часовне 15 лампад в 3 ряда - по числу основных исповеданий. В сев. и юж. стене - овальные оконца для передачи Св. Огня в Великую субботу (южное - для армян, северное - для православных). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа - простирающий к ним руку арх. Гавриил (по надписи), вверху портала - мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».

Пещера Гроба Господня - небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 г. Максим Симеос, последним видевший в 1810 г. каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В зап. части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены 3 иконы Воскресения - от каждого из христ. исповеданий. Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии - греч. архит. Н. Комниноса, замученного турками в К-поле в период Морейского восстания на Пасху 1821 г.

В зап. части к кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской Церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел (Ин 20. 12). По арм. источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в 1300 г. Впосл. армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из мон-рей в Египте. Копт. монахи приводят легенду о том, что при перестройке кувуклии в 1810 г. ниша Св. ложа была усечена в зап. части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов. С визант. времен на этом месте существовал небольшой престол. Крестоносцы называли часовню «кавет» (на нормандском диалекте «голова»), поскольку она находилась в головной части Кувуклии. В 1810 г. греки реконструировали Кувуклию без копт. часовни, восстановленной 30 годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагим-паши, сына егип. хедива Мухаммада Али.

Кликните для увеличения картинки
Тридневное Ложе

Тридневное Ложе
Множество приделов расположено вокруг кувуклии в ротонде, делящейся по вертикали на 3 яруса. 2 верхних яруса опираются на 6 квадратных в плане столбов и 10 коринфских колонн. В 1810 г. в целях укрепления конструкции зап. столбы и колонны были соединены стеной и внешнее кольцо ротонды оказалось поделено перегородками на отдельные небольшие комнаты и хранилища. Нижний ярус ротонды имеет 3 апсиды с юж., зап. и сев. сторон. Юж. часть принадлежит армянам. Перед лестницей на галерею помещен мраморный киворий на 4 колоннах с 6-гранным куполом над круглой мраморной плитой, отмечающей место, где стояла, по преданию Армянской Церкви, Пресв. Дева в момент Распятия. Предполагают, что в визант. период часовня Пресв. Девы (или Трех Марий), уничтоженная при перестройке храма крестоносцами, находилась на месте совр. Камня помазания.

Средний ярус ротонды, представляющий собой балконную галерею с аркадами, разделенную 16 колоннами, примыкающими к Арке Мономаха, поделен между арм. и католич. общинами. Галереи сев. стороны принадлежат католикам, южной - армянам (на арм. стороне на галереях расположены 2 церкви). 3-й, верхний ярус с ложными арками принадлежит правосл. грекам. Выше, над широким архитравом, расположена т. н. малая галерея из 16 арок, под каждой из к-рых - 5 лампад, как бы врезанных в полусферу купола.

На галерее находится арм. церковь, именуемая Второй Голгофой (по уровню пола она почти совпадает с подлинной Голгофой). Церковь построена по благословению Армянского патриарха Мартироса в 1439 г., после того как армяне лишились права на владение Голгофой. Главной святыней храма является фрагмент колонны, к-рый арм. предание связывает с Колонной бичевания (Ин 19. 1-3). Второй престол храма посвящен свт. Макарию, патриарху Иерусалимскому, при к-ром совершилось обретение и воздвижение Креста Господня.

Кликните для увеличения картинки
Гробница прав. Иосифа Аримафейского

Гробница прав. Иосифа Аримафейского
В зап. апсиде, напротив часовни коптов, расположен арм. придел св. Никодима, принадлежавший ранее Сирийской (Сиро-Яковитской) Церкви. Небольшой проход в юго-зап. стене ведет к 2 гробницам (тип древнеевр. ниш-кокким) праведных Иосифа Аримафейского и Никодима.

Сев. часть ротонды принадлежит католич. Церкви. Вблизи Кувуклии расположен престол св. Марии Магдалины. Над ним, на вост. стороне столба,- совр. литой рельефный образ с изображением встречи св. Марии Магдалины с Воскресшим Спасителем.

Католикам принадлежит также ц. Явления Воскресшего Господа Пресв. Деве Марии. Главной святыней этого францисканского храма является находящийся справа от алтаря, в специальной нише, фрагмент порфировой Колонны бичевания (высота 0,75 м), к к-рой, по преданию, был привязан Христос, избиваемый рим. воинами по приказу Пилата (по греч. версии предания, Колонна бичевания находится в патриаршем храме вмч. Георгия Победоносца в Фанаре в К-поле). Ранее эта церковь была частью единого ансамбля, здесь размещался открытый внутренний дворик Греческой Патриархии. Из зап. части храма можно пройти во францисканский мон-рь, пристроенный к сев. части храмового комплекса. В этой же церкви почитается место, на к-ром, по преданию, воскресла умершая женщина от прикосновения к Животворящему Кресту Господню в день его обретения.

Справа от капеллы францисканцев массивная дубовая дверь ведет в католич. сакристию (ризницу), где главной достопримечательностью являются меч и шпора Готфрида - командующего армией крестоносцев, освободителя Иерусалима в 1099 г. Эти реликвии используются при традиц. церемонии посвящения лат. патриархом в рыцари Св. Гроба.

Невысоким, в одну ступеньку, подиумом Кувуклия соединена с Триумфальной аркой (или Аркой Мономаха, называемой так в память о восстанавливавшем в 1048 храм визант. имп. Константине IX Мономахе) и открывающимся за ней храмом Воскресения. Перемычка под аркой содержит со стороны кафоликона надпись на греч. языке: «Радуйся, Сионе, святая Матерь Церквей Божиих!» В проходе арки устроены слева и справа небольшие балконы, обращенные в сторону Кувуклии, на к-рых до 1917 г. размещались при торжественных богослужениях консулы и др. почетные представители главных правосл. держав - России и Греции.

Кафоликоном (храмом Воскресения Господня) в наст. время называют «срединный» объем комплекса, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара 1808 г. (первоначально храмовый комплекс Гроба Господня состоял из неск. обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (правосл. и католич.) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии; базилика крестоносцев объединяла эти объекты уже в едином внутреннем пространстве). Греч. перестройка изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас, но с литургической т. зр. было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для правосл. богослужения.

Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над зап. его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» - «пуп Земли». Однако, если представление об Иерусалиме как о центре земли и домостроительства спасения (Пс 73. 12) на 1 тыс. лет старше христианства, то мраморный вазон появился в храме не ранее 1810 г. В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Пантократора в окружении Божией Матери, св. Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, 12 святителей. Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов (мозаичные работы в куполе кафоликона завершены в 1994).

Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата, что выражается наличием 2 тронных мест в его вост. части (троны Патриарха Иерусалимского у юж. столба и его эпитропа, митрополита Петро-Аравийского, у северного). Над иконостасом - галерея с 3 выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками), откуда по древневизант. правилу диакон должен читать Евангелие. Вся вост. часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, сев. и юж. входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.

Кафоликон, как и ротонда, окружен просторными галереями, в к-рых размещаются неск. приделов. В сев. галерее храма находится место, называемое Аркады Девы: огромные 4-гранные столбы, несущие высокие своды, перемежающиеся с колоннами, между к-рыми выделяется беломраморный фрагмент постройки имп. Адриана. Предполагается, что из 7 колонн 4 центральные относятся к Трипортику Константина.

В вост. конце галереи расположена правосл. часовня, обозначенная на старинных планах как часовня Уз или Темница Христова, впервые упоминаемая в источниках на этом месте не ранее XV в. Это не археологическая реконструкция, но архитектурно оформленная «литургическая модель» подлинной Христовой Темницы. Перед входом в нее под престолом находится каменная плита с 2 отверстиями для ног, куда сажали приговоренных, сделанная по аналогии с кандальной каменной скамьей в Претории. Греки обычно называют это помещение часовней св. жен-мироносиц, а рус. богомольцы с недавнего времени - часовней Богородицы Плачущей, по находящейся в ней иконе Богоматери «Умиление» (XIX в., с 1986 почитается чудотворной). Первоначальное назначение этого помещения неизвестно; предположительно к времени Распятия здесь находилась древнеевр. гробница; по др. версии, сюда, в заброшенную пещеру, приходили cв. жены-мироносицы.

В амбулатории, позади алтарной апсиды кафоликона, находятся еще 3 придела. Первый, правосл., посвящен св. Лонгину Сотнику. На его мраморной балюстраде начертан стих из Евангелия: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф 27. 54).

Следующий, расположенный в галерее придел принадлежит Армянской Церкви и посвящен Разделению риз (Ин 19. 23-24); согласно преданию, именно на этом месте распинавшие Христа легионеры разделили Его одежды (на Голгофе существует католич. престол того же посвящения).

Близ лестницы, уходящей вниз к ц. св. Елены, помещается придел Тернового венца. В центре придела, под престолом, под стеклом помещен фрагмент толстой, круглой колонны серого мрамора, именуемой Колонной поругания. По преданию (древнейшее свидетельство датируется 1384), на этой колонне, высотой не более 30 см, сидел Спаситель в момент увенчания Его терновым венцом (Мф 27. 29). По свидетельству рус. паломников сер. XIX в., тут же «в стене за стеклом и за решеткой» сохранялась часть тернового венца (Леонид (Кавелин), архим. С. 86).

Подземная ц. св. Елены в наст. время принадлежит армянам, к-рые приобрели ее, по одной версии, у груз. православ. общины, по др.- у эфиопов. Храм имеет 2 престола: сев. алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный,- царице св. Елене и ее современнику св. Григорию Просветителю. Согласно арм. преданию, когда свт. Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, был удостоен схождения Cв. Огня.

Кликните для увеличения картинки
Католич. алтарь придела Обретения Креста

Католич. алтарь придела Обретения Креста
Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики имп. Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII в. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой, сюжеты к-рой взяты из истории Армении.

Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным св. Елене, где царица сидела во время раскопок. В окне горят 3 неугасимые лампады.

Церковь cв. Елены 13 ступенями соединена с католич. ц. Обретения Креста, расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cв. Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австр. эрцгерц. Максимилианом.

В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным правосл. крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо. Пещера Обретения, по словам А. А. Дмитриевского, «составляет ныне (нач. XX в.- Н. Л.) почти безраздельную собственность католиков, но еще в 1835 г. здесь стоял греческий престол» (Дмитриевский. С. 591). В праздник Воздвижения греч. духовенством во главе с Патриархом совершалась торжественная литания, именуемая парусией: крестный ход выходил из юж. дверей кафоликона и по амбулаторию проходил к лестнице храма Елены. Затем процессия спускалась в пещеру Обретения, где исполнялся тропарь праздника и совершался Патриархом чин Воздвижения Креста в 4 местах - по концам воображаемого Креста. Затем крестный ход направлялся к Кувуклии и, трижды обойдя ее, поднимался на Голгофу, где чин Воздвижения Креста повторялся (Там же. С. 589-592).

Слева от правосл. плиты на месте Обретения Креста из выемки в стене слышно, по словам паломников, «адское гудение». «В сущности это явление происходит оттого, что против этой выемки находится под храмом огромная, ныне пустая цистерна» (Леонид (Кавелин), архим. С. 91). В 1970 г. по благословению Армянского Патриарха было исследовано пространство к северо-востоку от апсиды ц. св. Елены. Обнаружили помещение, доступ в к-рое был закрыт еще в древности. Эта вновь обретенная часть храма получила название часовня св. Вардана Зоравара (Полководца) или св. Армянских воинов-мучеников (проход в нее - из ц. св. Елены). В центре часовни расположен алтарь с хачкаром во имя 1036 св. армянских мучеников, павших во время армяно-персид. войны в 451 г.\tab

Важнейшее из мест поклонения - ц. Голгофы . Свой совр. архитектурный облик Голгофа приобрела в результате ремонта храма в 1810 г. In situ на св. месте пребывает лишь сама скала, к-рую строители и реставраторы разных эпох усекали, выравнивали, обтесывали; сегодня ее размеры составляют 4,5×11,5×9,25 м. На скалу ведут 2 лестницы: правая начинается сразу от дверей храма («латинский всход» ведет к католич. приделу), левая - со стороны кафоликона («греческий всход» ведет к главному правосл. приделу). 2 нефа, разделенные приземистыми массивными столпами с аркой между ними, образуют правосл. и католич. приделы Голгофы (в визант. время они составляли единый храм). Правосл. престол, высотой 1 м, выполнен из розового мрамора; под престолом находится отверстие, в к-рое был водружен Крест Распятия. Поверхность скалы скрыта мраморным полом, лишь справа и слева от престола в застекленных проемах можно видеть серый камень самой Голгофы и трещину, прошедшую через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя (Мф 27. 51).

Юж. придел ц. Голгофы - Пригвождение ко Кресту - принадлежит францисканцам. Он приобрел совр. вид в результате реставрации в кон. 30-х гг. XX в. по проекту А. Барлуцци, после землетрясения 1927 г. От мозаик времени крестоносцев сохранился лишь фрагмент композиции «Вознесение Христово» на своде центральной арки. Серебряный алтарь (мастер Д. Портиджани из мон-ря Сан-Марко во Флоренции) пожертвован в храм в 1588 г. вел. герц. Тосканским Фердинандо Медичи. Считается, что алтарь поставлен на месте, где прибивали ко Кресту руки и ноги Спасителя. Первоначально он предназначался для Камня помазания, чем объясняется его вытянутая форма, однако из-за трений между конфессиями францисканцы вынуждены были поставить его в приделе ц. Голгофы. Под аркой, отделяющей католич. часть Голгофы от правосл., находится католич. алтарь Stabat Mater (по первым словам молитвы итал. поэта-францисканца XIV в. Якопоне да Тоди). За престолом помещено скульптурное изображение Пресв. Девы с мечом в груди в соответствии с предсказанием Симеона Богоприимца (Лк 2. 35) (скульптура пожертвована португ. кор. Марией I Браганца и доставлена в Иерусалим из Лиссабона в 1778). Под скалой Распятия расположен придел Адамовой главы (др. название - придел Мелхиседека, по преданию совершившего здесь погребение главы прародителя рода человеческого), откуда видна расселина в Голгофе шириной ок. 15 см. Из этого придела дверь справа ведет в кабинет-келью эпитропа храма (бывш. придел св. Иоанна Предтечи), откуда можно пройти в греч. ризницу, где хранится крест-реликварий с частицей Животворящего Древа и множество частиц мощей святых.

Территория площади перед входом в храм почти целиком принадлежит греч. Иерусалимской Патриархии. В левом углу двора возвышается колокольня, построенная франц. зодчим Журденом в 1160-1180 гг. Храмы в левой части двора, выходящие апсидами на зап. сторону площади, имеют общий вход слева от портала храма, рядом с колокольней. Под колокольней расположена ц. св. Сорока мучеников, являющаяся усыпальницей Иерусалимских Патриархов. Крест, увенчивающий иконостас, поддерживают 2 резных декоративных дракона, символизируя освящение Голгофской Жертвой всего тварного мира.

Слева от ц. св. Сорока мучеников под открытым небом находится ц. св. Жен-мироносиц, без крыши, только иконостас имеет небольшой козырек, предохраняющий иконы и внутреннее убранство алтаря. Посреди храма небольшой беломраморный киворий указывает место явления Воскресшего Господа св. Марии Магдалине (Ин 20. 11-18).

Кликните для увеличения картинки
Купол подземной ц. св. Елены. На 2-м пла-не — апсида и купол кафоликона

Купол подземной ц. св. Елены. На 2-м пла-не — апсида и купол кафоликона
Слева от ц. св. Жен-мироносиц, в зап. части двора, помещается ц. св. Иакова, брата Господня, 1-го еп. Иерусалимского. Этот храм является приходским для правосл. арабов Иерусалима. В зап. части храма, в притворе, находится чудотворная икона Божией Матери, помещенная, по преданию, на месте той, от к-рой был голос прп. Марии Египетской.

Из общего вестибюля описанных храмов широкая каменная лестница ведет на 2-й этаж, где расположена патриаршая домовая ц. равноапостольных Константина и Елены. По устройству Святогробского братства вся Иерусалимская Патриархия представляет собой мон-рь во имя этих святых. Епископы Иерусалимские (с 451 патриархи) как законные блюстители главного христ. храма жили в непосредственной близости от него. После прихода крестоносцев правосл. патриарх был изгнан из Иерусалима и его палаты заняли католики. Саладин, в свою очередь изгнавший крестоносцев, возвратил храм грекам и правосл. арабам, но патриаршие палаты остались за новыми завоевателями. Церковь равноапостольных Константина и Елены была восстановлена после векового запустения в 1579 г. патриархом Софронием (обновлена в 1986). От убранства XVI в. сохранились иконостас и царские врата, к-рые в наст. время расположены в пещерной ц. свт. Николая Чудотворца Лавры св. Саввы Освященного. За левым клиросом церкви находится окно внутрь храма, из к-рого видна Кувуклия. Одна из древних икон храма, Иорданская икона Божией Матери, почитаемая чудотворной. Ценность этой старинной иконы стала известна грекам после 1835 г., когда о ней рассказал рус. паломник А. С. Норов, посетивший Св. землю и напомнивший, что свидетельство об этой иконе как о чудотворной содержится в «Хождении...» игум. Даниила.

Вост. сторону площади занимает греч. Авраамиев мон-рь, главный храм к-рого, расположенный на 2-м этаже, имеет символическое значение горы Мориа, т. е. места, где Авраам намеревался в знак покорности воле Божией принести в жертву сына Исаака. Подлинное место горы Мориа и жертвенного камня Авраама в совр. Иерусалиме принадлежит мусульманам (мечеть Куббат эс-Сахра (Купол скалы)), поэтому правосл. Церковь символически обозначала в собственном литургическом пространстве важнейшее из ветхозаветных событий, явившееся прообразом Голгофской Жертвы Христа, приблизив его к месту жертвоприношения новозаветного Агнца. Условное место жертвоприношения Авраама обозначено мраморным кругом посреди церкви. Из церкви имеются проходы на Голгофу и в алтарь ц. Воскресения.

Др. монастырская ц. Двенадцати апостолов сохраняет память об одноименном мон-ре, находившемся ранее позади Авраамиева и совпадавшем, по сообщениям нек-рых источников, по местоположению с позднейшим клуатром крестоносцев (здесь помещаются теперь кельи эфиопов).

Часть нижнего этажа Авраамиева мон-ря принадлежит грекам. Храм имеет 3 престола. Главный алтарь, по преданию, воздвигнут на месте, где стоял во время распятия Спасителя евангелист Иоанн (Ин 19, 25-28). На 2-м, правом престоле, посвященном Страстям Господним, хранится часть Колонны бичевания из дома первосвящ. Каиафы. 3-й, расположенный слева престол посвящен жертвоприношению Авраама. К северу от монастырских дверей находится вход в арм. ц. ап. Иоанна Богослова.

В сев.-вост. углу двора дверь между часовней cв. Марии Египетской и ц. ап. Иоанна Богослова ведет к лестнице, на нижнем пролете к-рой расположена копт. ц. арх. Михаила, на верхнем - эфиоп. ц. Четырех живых существ (Тетраморфа).

Храм эфиопов соединен с террасой (уровень пола первоначальной базилики имп. Константина), посреди к-рой высится купол подземной ц. св. Елены. Здесь сохранились развалины внутренней галереи мон-ря крестоносцев XII-XIII вв., заменившего в свою очередь древний Авраамиев мон-рь, входивший в состав Святогробского комплекса. Среди руин помещаются миниатюрные кельи эфиоп. монахов, вытесненных в букв. смысле слова «на крышу» в 1660 г., после утраты принадлежавших им св. мест внутри храма. За площадкой с эфиоп. мон-рем расположены здания Коптской Патриархии, известные под названием Дейр-эс-Султан (Монастырь султана), поскольку были подарены копт. общине султаном Салах-ад-Дином. Соборный храм мон-ря посвящен основателю христ. иночества прп. Антонию Великому, др. храм - св. Елене. В глубине его удлиненного помещения скрывается узкая лестница, по ступеням к-рой можно спуститься к цистерне св. Елены - самой большой из цистерн, расположенных вокруг храма. По преданию, именно ею пользовались при строительстве зодчие, возводившие Г. Г. х.

В юж. стороне площади, напротив входа в храм, расположено подворье Гефсиманского Успенского мон-ря (Малая Гефсимания). В этой миниатюрной по размерам церкви, в последний раз перестроенной и отреставрированной в 1953 г., хранится плащаница Пресв. Богородицы (у алтаря, в киоте Иерусалимской иконы Божией Матери). Плащаница представляет собой вырезанное на доске по контуру двустороннее изображение Богоматери размером ок. 1 м. Серебряно-вызолоченная риза «в венцах, сияющих драгоценными камнями» - дар гр. А. А. Орловой-Чесменской. По иконографии, материалу и типу исполнения плащаница - произведение русско-иерусалимского церковного искусства XIX в., ее копии известны в российских храмах.

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001126850926 (ВАША ПОМОЩЬ НАШЕМУ САЙТУ)

Категория: Мои статьи | Добавил: simvol-veri (29.06.2009) | Автор: GLEB

Просмотров: 13634 | Комментарии: 2 | Теги: Радоница, Ризница, Равноапостольный, Родительские субботы, Рождество Иоанна Предтечи, Пятидесятница, Рипида, Разрешительная молитва, Рождество Пресвятой Бог | Рейтинг: 5.0/7 |
Всего комментариев: 2
2  
Интересная статья! И сайт неплох. С вашего разрешения расскажу пользователям еще:
volshebnaya-planeta.ru/?p=250
volshebnaya-planeta.ru/?p=262

1  
Окруженная со всех сторон каменными зданиями с красными крышами, церковь Святого Воскресения хорошо видна по своим куполам. Большой купол накрывает кувуклию, гроб Иисуса Христа; малый коричневый купол стоит на пересечении трансепта и нефа. Многим кажется невероятным, что на территории этой церкви, сегодня расположенной в центре христианского квартала в Иерусалиме, помещался гроб Иисуса Христа, как и в IV столетии, когда эта область, находившаяся внутри городских стен, была определена царицей Еленой как место погребения Иисуса. Необычность местоположения является косвенным указанием на то, что святая Елена имела основания в пользу его аутентичности.

С 1960 г. греческая, армянская и латинская общины, которые совместно заботятся о церкви Святого Воскресения в Иерусалиме, занялись общим реставрационным проектом одного из наиболее восхитительных и сложных зданий в мире. В связи с реставрацией были проведены интенсивные археологические работы в попытке установить историю комплекса и места, на котором он находится. Первоначально были выкопаны 13 траншей для того, чтобы исследовать устойчивость строений эпохи Крестовых походов, но эти траншеи также позволили начать археологические раскопки. Снятие штукатурки со стен позволило открыть структуры более раннего периода. Был сделан новый, современный дренаж, но сами работы использовались и для археологических исследований.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Рейтинг@Mail.ru