Приветствую Вас Гость!
Суббота, 23.09.2017, 03:10
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Новая страница 4

Форма входа

Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Русское Подворье и Собор Святой Живоначальной Троицы



Даже дети уже не играют в "красных" и "белых". Потомки Дома Романовых, славных дворянских фамилий свободно приезжают в Россию. И, наверное, только на Святой Земле сохранилось противостояние "красной" и "белой" Церквей, периодически мирное, а от случая к случаю - конфликтное. Не здесь и не мне оценивать происходящее, но не сказать об этом я не могу, т.к. до сих пор мы посещали монастыри и церкви, находящиеся в управлении РПЦЗ, а сейчас наша "прогулка" продолжится на Русском Подворье, которое принадлежит Московской Патриархии (далее МП).

В Иерусалиме это место знают все! Русское подворье, на иврите "Миграш ха-Русим", находится на, может быть, самом престижном месте Нового города, буквально примыкая к мэрии. Помните, в очерке "Александровское Подворье" мы говорили о том, что для Русского консульства был куплен и второй участок земли? Он был приобретен в 1859 году стараниями чиновника особых поручений Морского министерства Б.П.Мансурова и первого Русского Иерусалимского консула В.И.Дорогобужинова. Архитектурный проект был поручен видному русскому архитектору Мартину Ивановичу Эппингеру (1822 - 1872 г.г.), который, опираясь на детальные рисунки, сделанные ранее его братом Фёдором Ивановичем (тоже архитектором) для Храма и прочих зданий русского странноприимного дома, пошёл дальше и разработал нечто настолько масштабное, что даже вызвал откровенное беспокойство Греческой Патриархии, забеспокоившейся о своём главенстве в Иерусалиме. В 1860 году работы были начаты. Они, по понятным причинам, растянулись на много лет и М.И.Эппингер не успел увидеть своё детище в окончательном варианте, но благодарность он заслужил ещё при жизни, в виде присвоения ему звания Почётного академика Петербургской Академии художеств.

Разумеется, что без императорской семьи не могло произойти ничего! Но за императорскими Указами стояли люди, которые их готовили и продвигали. И не будь их - тоже ничего бы не произошло! Рассказать в рамках одной "прогулки" обо всех проектах невозможно. Но мы не можем обойти вниманием человека, усилиями которого появилось на свет ИППО. Это - Василий Николаевич Хитрово. Дворянин, чиновник кредитной части Министерства финансов Двора, человек исключительно образованный и энергичный, он впервые посетил Палестину в 1876 году. Ознакомившись с реальным состоянием дел, он взялся за, как всем казалось, "мёртвое" предприятие: вживание русского Православия в Святую Землю. В Петербургском отделе Общества любителей духовного просвещения он читает доклад, пишет письма к влиятельным при Дворе особам, завязывает с ними знакомства, издает на собственные средства первый выпуск "Православного Палестинского сборника" (1881) с текстом своего доклада, положив тем самым начало огромной серии, подает, наконец, на имя обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева и директора Азиатского департамента МИД П.П. Мельникова проект Устава Палестинского Общества. Неутомимая деятельность В.Н. Хитрово завершилась успехом: он получил разрешение на организацию и открытие Общества. Торжественная церемония состоялась 21 мая 1882 г. Уже даже только этим В.Н.Хитрово вошёл в историю… Василий Николаевич умер 5 мая 1903 года, на 69-ом году своей жизни, на 21-ом году существования основанного им Общества.

Вернёмся к созданному В.Н.Хитрово Уставу Общества, два пункта из которого нас сейчас интересуют:
- оказывать пособие православным паломникам этих мест;
- учреждать школы, больницы и странноприимные дома, а также оказывать материальное пособие местным жителям, церквам, монастырям и духовенству.

Простой народ годами копил деньги, отказывая себе в еде, питье, одежде, чтобы посетить святые места. Не ради земной наживы, а для приобретения богатства небесного. Количество паломников из России доходило до 10-12 тысяч в год. Их нужно было принимать. Для этого и строились Подворья.

Закладка фундамента Сергиевского Подворья состоялась 29 октября 1886 года, а к 1890-ому году строительство было завершено. Общая сумма, в которую обошлось строительство Обществу, составила 328 тысяч франков. Все документы были оформлены на Великого Князя Сергея Александровича, который принял также и личное участие в финансировании проекта. Это наиболее красивое здание комплекса. Заглянув в будущее, с сожалением констатируем, что, как и многое на Святой Земле, это здание потеряли. В н.в. время здесь располагается отдел охраны природы Минсельхоза Израиля, а тяжба за здание идёт уже не с государством, а с принцем Филиппом Эдинбургским, мужем королевы Англии Елизаветы II, который считает себя законным наследником Сергея Александровича и требует компенсацию в размере 50 миллионов фунтов стерлингов, что на его взгляд эквивалентно приведенной сумме во франках.

Позднейшим в ряду иерусалимских проектов ИППО стало Николаевское Подворье, названное так в память о последнем российском самодержце. Оно было предназначено для лиц дворянского происхождения и просто богатых людей (цена на проживание и обслуживание в Подворьях делилась на три категории. Соответственно им устанавливалась и плата, которая составляла: 13 копеек, два и четыре рубля в день). Договор на проектирование с петербургским архитектором А.Е.Элкиным был заключен в апреле 1902 г., но как проектирование, так и строительство, в силу общих неблагоприятных обстоятельств (русско-японская война, революция 1905 г.) шли трудно. Здание было освящено лишь 6 декабря 1905 г. - в праздник Святителя Николая Чудотворца, соименного святого Императора, когда уже не было в живых ни Председателя ИППО Сергея Александровича, ни В.Н.Хитрово.

Елизаветинское Подворье представляло собой странноприимный дом, который был способен принять более 300 паломников одновременно. Оно тоже потеряно для России и в нём находится в н.в. Мировой суд Иерусалима.

Разумеется, что эти здания не были единственными, существовали и другие, как жилые, так и подсобные. Мы же назвали только те, которые определяют собой архитектурное лицо комплекса в целом. И, наконец, Собор во имя Святой Живоначальной Троицы…

Однопрестольный соборный Храм в честь Троицы был заложен 30 августа 1860-го года. Архитектурный проект М.И.Эппингера выполнен в традициях характерных для храмостроительства, принятых на Афоне. Он спроектировал его с десятью главами, двумя приделами и двумя колокольнями. Войдём в базилику Храма… Для церквей Святой Земли она достаточно просторна и как-то по-домашнему уютна. Нас встречает иконостас, на бронзовых Царских вратах которого надпись: "Сии врата принесены в дар соборной церкви во имя Святой Живоначальной Троицы Их императорскими Высочествами Великим Князем Константином и его супругой, Великой Княгиней Александрой Иосифовной". Иконы для них писал уже упоминавшийся мною известный русский художник Николай Андреевич Кошелев (1840 - 1918 г.г.). Двухъярусный резной дубовый иконостас выполнен петербургским мастером Охтенского завода Н.А.Леонтьевым по рисунку архитектора А.П.Дмитриева в 1869 году. Имя иконописца Н.М.Челяпова малоизвестно, а имя того, кто расписал весь храм, оставив потомкам в наследство изображение Троицы в алтаре, неизвестно вообще.

Рядом с Троицким собором находится здание РДМ с канцелярией, приёмным залом, трапезной, кухней, библиотекой и гостиницей. Центральную часть здания занимает церковь Святой мученицы царицы Александры, окружённая четырьмя миниатюрными внутренними двориками. Церковь небольшая, с одноярусным дубовым иконостасом. Иконы написаны петербургскими мастерами: академиком византийской живописи В.В.Васильевым (1828 - 1898 г.г.) и известным иконописцем В.М. Пешехоновым, работавшими в творческом "тандеме" не единожды. На стенах и парусах сводов изображены лики святых: апостолов Иакова и Андрея, великомучениц Варвары, Александры, Екатерины, архидиакона Стефана, мученика Леонида. Слева, на аналое, лежит икона Святой Троицы, подаренная в 1997 году Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II в честь 150-летия РДМ в Иерусалиме.

Собор Святой Живоначальной Троицы является главным церковным приходом РДМ в Иерусалиме, принадлежащим Московской патриархии.

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ С ИЕРУСАЛИМА
 

Заказ треб на Святой Земле


Поминовение на Божественной Литургии
Водосвятный молебен
Молебен о здравии
Молитва об упокоении
Молитва о здравии
Свеча о упокоении
Свеча о здравии
Сорокоуст о упокоении
Сорокоуст о здравии
Панихида




Источник: http://simvol-veri.ru/commodity/uslugi/index.shtm
рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001126850926 (ВАША ПОМОЩЬ НАШЕМУ САЙТУ)

Категория: Мои статьи | Добавил: simvol-veri (28.03.2009) | Автор: GLEB

Просмотров: 1823 | Рейтинг: 5.0/6 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Рейтинг@Mail.ru