Приветствую Вас Гость!
Четверг, 02.05.2024, 04:09
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Новая страница 4

Форма входа

Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Бани и купальни в Израиле
                                                                                           РИМСКИЕ БАНИ


Прибавь к этому перебранку, ловлю вора и тех, кому нравится звук собственного голоса в [- - -]. Прибавь и тех, кто с оглушительным плеском плюхается в бассейн. А кроме тех, чей голос, по крайней мере, звучит естественно, вспомни про выщипывателя волос, который, чтобы его заметили, извлекает из гортани особенно пронзительный визг и умолкает только, когда выщипывает кому-нибудь подмышки, заставляя другого кричать вместо себя. К тому же есть пирожники, колбасники, торговцы сладостями и всякими кушаньями, и каждый на свой лад выкрикивает товар».

О чем это пишет Луций Сенека знаменитый римский писатель и моралист I-го века н.э. в письме к другу? Хороший вопрос для игроков "Что? Где? Когда?". Ответ в этом отрывке заменен пропуском - [- - -]. Но можно попробовать найти подсказки: Рим, шумные сборища, купание в бассейне, крики торговцев, игра в мяч, ловля вора, выщипывание волос. Это похоже и на театр, и на базарную площадь, и на спортивные состязания, и даже на косметический салон - вместе взятые. На самом деле все гораздо проще - Луций Сенека описывает обычную римскую баню.

Рим. Термы Каракаллы (реконструкция)

Первые упоминания о банях, термах (лат. thermae - теплый) в Древнем Риме встречаются, начиная с III века до н.э. К концу I века н.э. в Риме насчитывалось 170 общественных бань, а в IV веке н.э. их число приблизилось к тысяче. Тогда же и сложилась традиция ходить в баню ежедневно. Здороваясь при встрече, римляне вместо приветствия спрашивали: «Как потеешь?»

Вскоре термы стали не только местом для мытья, но и превратились в настоящие клубы, в которых можно было пообщаться, узнать о последних новостях, позаниматься спортом и с пользой для тела провести время. Здесь же в банях встречались и для серьезных деловых бесед и для заключения сделок. Любители почитать могли посетить библиотеку, а любители поразвлечься могли поучаствовать в пиршествах или посмотреть театральные представления. В банях можно было купить что угодно – бойко шла торговля различными товарами.

Устройство всех бань было примерно одинаковым, хотя не всегда строили все «положенные» помещения. У входа в баню стоял кассир-гардеробщик, КАПСАРИЙ, которому посетители оставляли на хранение деньги и драгоценности. Такая должность в банях появилась не случайно, в то время широко процветало ремесло банных воров – баланоклептов, поэтому было совсем не лишним оставлять ценности у капсария.

Оставив все деньги и драгоценности у кассира-гардеробщика, посетитель попадал в раздевалку-предбанник или АПОДИТЕРИЙ, а оттуда – в УНКТОРИЙ, или ЭЛЕОТЕЗИЙ, где его умащивали ароматными маслами, чтобы он мог отправиться в ГИМНАСИЮ (греч. gymnos – обнажённый).

В гимнастическом зале посетителей ожидали серьёзные физические упражнения, после чего можно было приступать к водным процедурам. В зависимости от моды, или личных предпочтений, последовательность посещения банных помещений менялась, но в обязательном порядке всегда были три комнаты:


ТЕПИДАРИЙ – теплое, натопленное помещение, иногда с теплым бассейном, где обычно не мылись, а только прогревались, иногда даже в одежде, готовясь, таким образом, к переходу в кальдарий.


Схема устройства римской бани

КАЛЬДАРИЙ – жаркое помещение с горячими ваннами, где посетитель уже через несколько минут обливался потом. При кальдарии иногда были парные – СУДАТОРИИ или ЛАКОНИИ и ДЕСТРИКТАРИЙ, специальная комната для снятия масла и пота с помощью кривого металлического скребка – СТРИГИЛЯ, который был также непременным спутником атлетов, счищающих с себя грязь после соревнований.

ФРИГИДАРИЙ – холодное помещение, где иногда были бассейны с холодной водой (не путать с открытыми плавательными бассейнами, piscina или natatio, которые тоже были частью банного комплекса).

Стригиль атлета

Посетителей римских бань обслуживали банщики, и стоило это не дёшево. Рассказывают, что римский император Адриан как-то раз обратил внимание на странное поведение одного человека, который тёрся спиной о стены кальдария. Это был старый заслуженный легионер, который объяснил императору, что не в состоянии заплатить рабу, делающему массаж и орудующему скребком, поэтому ему и приходится поступать так.

Адриан тут же приказал дать легионеру денег, чтобы тот смог оплатить услуги банщика. На следующий день, придя в термы, император с удивлением обнаружил множество людей, которые, стоя у стен, терлись спинами о камни. Они надеялись, что император и к ним проявит великодушие, но Адриан удостоил их лишь советом тереть друг другу спины по очереди.

Важным техническим усовершенствованием терм было своего рода «центральное отопление» кальдария – ГИПОКАУСТ, что значит – "тепло снизу". Гипокауст состоял из двойного пола, разделенного опорными столбиками. В это «подполье» из расположенной рядом печки поступал горячий воздух, прогревавший пол бани. Из «подполья» горячий воздух поднимался по керамическим трубам, проложенным в стенах, и нагревал их тоже. Впервые такое устройство было применено для прогревания полов в бассейнах с тропическими рыбками, которые были тогда особенно в моде.

Как правило, в банях были отдельные помещения для мужчин и женщин, но были и общие помещения, о которых упоминает Плиний Старший в I веке н.э. Общие помещения мужчины делили с куртизанками, но уважаемыми гражданами это осуждалось и некоторыми императорами, такими как Адриан и Марк Аврелий, даже запрещалось.

Авторами первых общественных помещений для купания считаются греки. Популярность эллинизма заставила и весь остальной мир обратить на это внимание. Греки, одержимые культом тела, увлекались физическими упражнениями, которые предусматривали целый ритуал умащивания и натирания тела песком. А это требовало минимальной гигиены.

Устройство горячего помещения, кальдария.


При греческих палестрах и гимнасиях строили небольшие бани, где участники тренировок и состязаний могли обмыть тело от масла, песка и пыли. Бань отдельно от гимнасий в Греции практически не строили, так как купание имело чисто практическую цель. Более того, купание в теплой воде, по мнению греков, было вредно для здоровья, т.к. расслабляло тело, лишая его крепости и выносливости. Вспомним хотя бы Одиссея с Диомедом, и их купание после небольшой операции - похищения коней из Троянского стана

«Сами же тою порою погрузившися в волны морские,
Пот и прах смывали на голенях, вые и бедрах,
И тогда уже всё от жестокого пота морского
Влагой очистили тело, и сердце своё освежили»

/Гомер, "Илиада"/

Римлянам, унаследовавшим греческую культуру, идея бань очень пришлась по вкусу, и эту свою страстную любовь к баням они распространяли и на все подвластные им земли. Не обошли они и наши палестины, хотя еврейская традиция еще задолго до греков и римлян предписывала обязательное умывание и окунание в воду, тесно связывая эти действия с еврейскими принципами ритуальной чистоты. Однако все эти действия, а особенно омовения в микве (бассейн для омовения с целью очищения от ритуальной нечистоты в соответствии с предписанием Библии), где окунались с головой, принципиально отличались от римского понятия бани.

Если же мы обратимся к словарю В.Даля, то найдем там описание бани, в которой

"… важнейшие части: калильная печь с булыжником (каменка) или с ядрами и чугунным боем (чугунка), или с колодою, в виде опрокинутого котла с завороченными окраинами; затем полок с приступками и подголовьем, на котором парятся; лавки вокруг стен, на коих моются; чаны с горячею и холодною водою или краны для этого в стене; шайки для мытья и оката, вехотки (мочало) для мылки, веники (дубовые или березовые) для парки. При порядочной бане есть передбанник, где раздеваются, отдыхают, запивают баню квасом и пр."

То есть – повторение основных помещений римской бани при непременном использовании горячей воды, необходимость которой в жарком климате Средиземноморья, не столь очевидна. Ho c другой стороны, климатические условия на Ближнем Востоке весьма благоприятствуют желанию окунуться в воду, для чего евреи использовали в основном воды морей, рек, озер и других водоемов, и, естественно, без всякого специального подогрева.

Одно из первых упоминаний о купании мы встречаем в ТАНАХе. Эта бесхитростная история, записанная древним хронистом, известна довольно широко:

«Однажды под вечер, Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома, и увидел с кровли купающуюся женщину» [2-ая Цар., 11:2]

Жан-Леон Жером. Давид и Вирсавия.

Женщина, которую увидел царь Давид была красавица Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. Не долго думая, царь посылает мужа на верную гибель на войну, а сам спешит утешить красавицу. Так Вирсавия становится женой Давида, а затем и матерью царя Соломона. Но это уже другая история. Нас же интересует тот факт, что евреи купались, не выходя из дома, хотя до сих пор не обнаружено никаких археологических подтверждений тому, что вплоть до появления римлян при жилых домах в Израиле были специальные помещения для купания. Но, если они и были, то, скорее всего, для этих целей использовали разного вида емкости, которые ставились на открытом воздухе, как это было во времена царя Давида.

При раскопках дворцов Древнего Востока были обнаружены специальные комнаты для купания, как, например, во дворцах правителей древнего Египта гиксосов, а также в Израиле в Мегидо, в поздних слоях бронзового века. Но нет сомнения, что такие «удобства» были большой редкостью, широкого распространения не имели и предназначались для очень узкого круга.

В Израиле горячим поклонником римских бань и их первым строителем был царь Ирод (ок. 73-4г.г. до н.э.). В отличие от римских императоров, общественных бань он не строил, но бани, сохранившиеся во дворцах Масады, Иродиона и Иерихона, были на уровне лучших "римских образцов".

Лучше других сохранились бани в Масаде: Большие бани рядом со складами и администрацией дворца в северной части крепости, баня в Западном дворце, служившем местом официальных приемов и Малые бани на северном уступе, рядом с личными покоями царя.

На стенах бань еще цела штукатурка и, даже, местами деревянные панели, разукрашенные «под мрамор» разных оттенков. Почти во всех помещениях были мозаичные полы. В тепидарии пол был устлан 4-х угольными плитами из розового мрамора, а вокруг них 3-х угольники из черного мрамора, образующие рисунок известный как "opus sectile".

Кальдарий бани в Масаде.
В городе Иерихоне бани в летнем дворце царя Ирода были не менее великолепны, к ним примыкало множество построек для развлечения и отдыха. В устье вади Кельт недалеко от Иерихона, найдены развалины ипподрома, трёх дворцов, сад, бассейны, театр и множество других сооружений. Римский историк Иосиф Флавий называл эту местность «Божественной страной», а в еврейских источниках Иерихон – «равен он всему Израилю по количеству развлечений, которые здесь можно найти».

Примерно в это же время (I в н.э.) римляне начали размещать в Иудее свои легионы. Вместе с солдатами в страну хлынули чиновники, купцы и ремесленники. Гражданам Рима полагались все блага родной цивилизации и, наряду с храмами, в обязательном порядке начали строить театры и бани.

Самая древняя общественная римская баня на территории Израиля была обнаружена около Мертвого моря в Эйн Геди. Скорей всего, что римляне, во время длительной осады крепости Масады, где укрылись еврейские повстанцы, были вынуждены построить эту баню. Кроме солдат, осаждавших крепость, сюда был также брошен дополнительный военный контингент, для охраны садов неизвестного нам бальзамового дерева афарсемон, росшего только в этом районе. Несколько севернее Эйн Геди в Тель Горен была раскопана ещё одна баня, относящаяся к этому же периоду. По виду она предназначалась для солдат, расположенного здесь гарнизона.

Остатки римских бань были найдены в разных местах Израиля. На севере в развалинах древнего еврейского города Харама, в друзской деревне а-Рама, чуть восточнее города Кармиэля. В Рамат а-Надив на горе Кармель, рядом с источником Эйн Цур (Беньямина), в Бейт-Шеане, Тверии, Ципори, Тель-Касиле (около Тель-Авива), Бейт Гуврине и даже в набатейском городе Мамшит.

Евреи относились к римским баням, этому нововведению, в целом положительно. Вот высказывание рабби Иуды Бен Элиая в синедрионе: «Как приятны их (римлян) дела. Устроили базары, возвели мосты, построили бани» [Бавли шабат]. А когда раби Гамлиэля из Явне спрашивали, как оценивать (с точки зрения Галахи, раввинского права) омовения в банях Афродиты, построенных римлянами в Акко, он отвечал менее конкретно, но и не отвергал такой возможности: «Не я вторгся в её пределы. Она пришла сюда. Ведь не говорят: купал Афродиту, а – купался у Афродиты» [Мишна, Авода Зара] Каждый, кто желал совершать омовения в банях неевреев, видел в этих словах разрешение.


Бейт-Шеан. Перистиль в комплексе римской бани.

Быстро освоившись, евреи начали строить бани по римскому образцу, устраивая по соседству постоялые дворы, торговые лавки и проч. Посетители еврейских бань, как и положено, купались раздетыми, но считалось неприличным купаться вместе с людьми, чье звание или личные отношения вызывали особое уважение. Запрещалось купаться вместе с царем и первосвященником, запрещалось купаться ученику вместе с учителем, и, конечно же, мужчинам вместе с женщинами. Для мужчин и женщин либо строили разные помещения, либо устанавливали разное время купания.

Некоторые специфические особенности бань, а именно помещение кальдария с двойным полом, доставляли евреям много хлопот. Дело в том, что двойной пол кальдария имел обыкновение обрушиваться, особенно во время землетрясений, а иногда и просто в результате неправильного строительства: согласно Витрувию столбики гипокауста должны были быть из обожженного кирпича, который лучше выдерживал разницу температур.

В раскопках древних бань на территории Израиля сплошь и рядом видны следы ремонта гипокауста и замены столбиков, чаще всего на каменные. Видимо, к тому времени Витрувия (I в до н.э.), автора "Десяти книг об архитектуре" – единственного античного архитектурного трактата дошедшего до нас полностью, уже не читали.

Все эти обвалы и обрушения вызывали вполне оправданную тревогу, и даже послужили поводом для составления еще одной еврейской молитвы. Так в Вавилонском Талмуде среди прочих еврейских молитв появились молитвы о благополучном посещении бани: одну из них следовало произносить перед входом в баню, а другую – после, в качестве благодарения за то, что ничего не случилось.

Римские бани, а точнее, бани, построенные по римскому образцу, просуществовали в Европе, Северной Африке, Малой Азии и на Ближнем Востоке более 1000 лет. Уютно устроившись в языческой среде Древнего Рима, бани успешно перекочевали, и прочно вошли в быт первых христиан, хотя те и были ярыми противниками римской культуры.



Источник: http://ru.local.co.il
рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001126850926 (ВАША ПОМОЩЬ НАШЕМУ САЙТУ)

Категория: Мои статьи | Добавил: simvol-veri (22.02.2009) | Автор: GLEB

Просмотров: 3352 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Рейтинг@Mail.ru