Приветствую Вас Гость!
Четверг, 02.05.2024, 08:19
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Новая страница 4

Форма входа

Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Хирбет-Кейафа: Шаарим

1. Археологический бэкграунд

Хирбет Кейафа (Khirbet Qeiyafa) - городище на площади в 2,3 гектара, окруженное внушительными укреплениями из камней эпохи мегалита, которые до сих пор возвышаются на 2-3 метра. Городище распложено в западной части высот Шфела (Shephelah) (привязка к карте Израиля 14603 12267), на вершине холма, который граничит с долиной Эла (Elah Valley) на севере. Это место на холмах было ключевой стратегической точкой в библейском царстве Иудее на главном пути из Филистии (Philistia) и приморской равнины (Coastal Plain) в Иерусалим и Хеврон (Hebron). В двух километрах к западу находится Тель Захария (Tell Zakariyeh), обычно идентифицируемый как библейский Азека (Azekah), а в двух с половиной километрах на юго-восток - Хирбет Шувайка (Khirbet Shuwayka), обычно идентифицируемый как библейский Сокхоф (Socoh).

Несколько европейских исследователей посетили Хирбет Кейафу в 19-ом веке: V. Guerin, C.R. Conder и H.H. Kitchener. В 20-ом веке этим местом пренебрегали; оно не упоминается в работах ведущих исследователей библейской исторической географии, таких, как W.F. Al-bright, B. Mazar, Y. Aharoni и Z. Kallai. В конце 20-го века снова начались археологические исследования в этом регионе, проводимые Y. Dagan и Z. Green-hut (по данному вопросу см. Garfinkel и Ganor 2008).

К этому городищу пробудился интерес в 2005 году, когда Саар Ганор (Saar Ganor) заметил под более поздними развалинами впечатляющие строения Железного века. Авторы обследовали городище в 2007 и 2008 годах, проведя шестинедельный сезон раскопок от имени Института Археологии Еврейского университета в Иерусалиме (the Institute of Archaeology of the Hebrew University of Jerusalem). За эти два сезона было раскопано около 600 квадратных метров города Железного IIA века в западной части городища, в квартале В (Area B), где были обнаружены двери в четыре комнаты, городская стена с эскарповой галереей и два здания (Рис.1). Уникальной находкой был остракон - пятистрочная надпись чернилами на глиняном черепке. В породе были найдены останки Железного века IIA, сверху располагался тонкий слой эллинистического периода. В раскопе не было обнаружено накладывающихся друг на друга полов или стен, что указывает на обитаемость места только в одном периоде Железного века в течение короткого времени, вероятно, не более 20 лет.

 Фото с воздуха западных ворот Хирбет Кейафы. Эллинистические стены блокируют открытие ворот и южные помещения (сфотографировано с Sky Balloon).
Рис.1  Фото с воздуха западных ворот Хирбет Кейафы. Эллинистические стены блокируют открытие ворот и южные помещения (сфотографировано с Sky Balloon).

Экспедиция провела дополнительные полевые работы в первой неделе ноября 2008 года. В восточной части города (квартал С) были обнаружены вторые ворота. Передняя часть ворот состоит из двух монументальных каменных блоков, по одному с каждой стороны (Рис.2). Вес каждого камня составляет около 10 тонн. Это самые массивные из найденных на сегодняшний день ворот в библейских городах. Чудовищные усилия, затраченные на строительство этих ворот, многократно превосходили технические потребности и явно служили для выражения мощи и власти. Восточные ворота, смотревшие в сторону Иерусалима, были основным входом в город.

 Восточные ворота Хирбет Кейафы с двумя монументальными камнями с каждой стороны. Центр заблокирован более поздней эллинистической стеной (фотография Й. Гарфинкеля).
Рис. 2 Восточные ворота Хирбет Кейафы с двумя монументальными камнями с каждой стороны. Центр заблокирован более поздней эллинистической стеной (фотография Й. Гарфинкеля).

Хирбет Кейафа - единственный город с двумя воротами в Израильском и Иудейском царствах. Даже города, превосходящие его трех- или четырехкратно в размерах, такие, как Лакхиш (Lachish) и Мегидо (Megiddo), имеют только одни ворота. Эта уникальная особенность четко указывает на идентичность с библейским Шаараим (Sha'arayim), местом, название которого на иврите значит «двое ворот».

На протяжении длительного времени было много догадок о библейском имени Хирбет Кейафы, ни одна из которых не основывалась на достоверных данных. Название Шаараим предлагалось дважды: один раз в сезон раскопок 2008 года Дэвидом Адамсом (David Adams) из Concordia Seminary in St. Louis, другой - в середине сентября Ансоном Рейни (Anson Rainey) из Тель-Авивского университета (Tel Aviv University). Тогда о существовании вторых ворот еще не было известно.

Датирование Хирбет Кейафы Железным веком IIA основано на относительной и абсолютной хронологии. Относительная хронология - ранний Железный век IIA, на что указывают глиняные обломки. Характерные филистимлянские сосуды колоколообразной формы, известные в больших количествах по Стратуму Х в Тель Касиле (Tell Qasile Stratum X) (Mazar 1985, Рис. 34:1-10) и Стартуму IV в Тель Мигне (Tell Miqne Stratum IV) (Ortiz 2000), практически отсутствуют. Такимо бразом, раскоп не может быть датирован концом Железного века I. В настоящее время имеет место дискуссия по поводу даты окончания Железного века I: 1000 г. до н.э. или 920-900 г. до н.э. (Mazar и Bronk Ramsey 2008; Finkelstein 1996; Sharon et al. 2007). Исходя из имеющихся на данный момент знаний, Хирбет Кейафа не может быть датирован 11 в. до н.э.

Абсолютное датирование Хирбет Кейафы основано на четырех обгоревших оливковых косточках, исследованных в Оксфордском университете (Oxford University). Результаты двух первых образцов были отправлены нам 6 октября 2008 года, а двух оставшихся - 7 ноября 2008 года.

• OxA-19425 Qeiyafa 5 - 2851±31
• OxA-19426 Qeiyafa 6 - 2837±29
• OxA-19588 Qeiyafa 7 - 2799±31
• OxA-19589 Qeiyafa 1 - 2883±29

Среднее по этим четырем измерениям, как показано у Кристофера Бронка Рамси (Christopher Bronk Ramsey) из Оксфордского университета, - 2844±15 (Рис. 3). После калибровки датирование соответствует 1026-975 г.г. до н.э. (59.6%) или 1051-969 г.г. до н.э. (77.8%). Поскольку Хирбет Кейафа является городищем Железного века IIA, мы остановились на датировании после 1000 г. до н.э., т.е. 1000-975 г.г. до н.э. (59.6%) или 1000-969 г.г. до н.э. (77.8%). Эти даты соответствуют времени царя Давида (около 1000-965 г.г. до н.э.) и являются слишком ранними для царя Соломона (около 965-930 г.г. до н.э.).

 Откалиброванный график радиометрической датировки четырех образцов из Хирбет Кейафы (любезно предоставлен C. Bronk Ramsey).
Рис. 3  Откалиброванный график радиометрической датировки четырех образцов из Хирбет Кейафы (любезно предоставлен C. Bronk Ramsey).  картинку можно немного увеличить, кликнув по ней

2. Шаараим в библейской традиции

Шаараим упоминается в Библии трижды:

1) Списке городов колена Иуды он стоит после Сокхофа (Socoh) и Азека (Azekah) (Навин 15:36). Как сказано выше, Сокхоф расположен в 2,5 км к юго-востоку от Хирбет Кейафы, а Азека - в 2 км к западу. Таким образом, географическое положение Шаараима в районе долине Эла соответствует тому, что написано в списке в Библии.
2) После того, как Давид убил Голиафа в долине Эла между Сокхофом и Азекой, филистимляне убегали по «дороге шараимской» (1 Цар. 17:52). В данном случае Шаараим снова упоминается в непосредственной близости от долины Эла, Сокхофа и Азеки.
3) В списке городов колена Симеона Шаараим упомянут как один из городов «до царствования Давидова» (1 Пар 4:31).

Некоторые могут утверждать, что существует два города под названием Шаараим: один около долины Эла, а другой - в Негеве (Negev). Однако, появление Шаараима в это списке весьма проблематично. Есть три параллельных текста со списком городов Негева и колена Симеона: Навин 15, Навин 19 и 1 Паралипоменон 4. В одном и том же месте каждого списка стоит разные названия: Шелихим (Shilhim) в Нав. 15:32, Шарухен (Sharuhen) в Нав. 19:6, и Шаарим (Sha'arayim) в 1 Пар. 4:31 (прим. перев. - Русские название здесь даны по Синодальному переводу). Эти изменения обычно трактуют как ошибки переписчика, поскольку все три названия начинаются с буквы «шин». Шаараим отсутствует в двух других списках, следовательно, второго города с таким названием в Негеве не было.
Финальные слова «до царствования Давидова», которыми обычно пренебрегают исследователи, согласуются только с версией Шаараим.

Обычно исследователи пренебрегают ассоциацией последних слов стиха «до царствования Давидова» только с Шаараимом и непосредственно рядом находящимся названием. Очевидно, текст 1 Пар. 4:31-32 «и в Шаариме. Вот города их до царствования Давидова» является окончанием списка, утерянного ныне, который включал города из временного периода до царствования Давида.

В течение многих лет существовали догадки о местонахождении библейского Шаараима (обзор вариантов см. Rainey 1982), построенные на отсутствии четких оснований. Для нас очень важна дважды упоминаемая в библейских преданиях связь Шаараима с царем Давидом.

Шаараим не упоминается в связи ни с каким более поздним преданием периода Первого Храма. Это наблюдение согласуется с археологическими и радиометрическими данными, которые указывают на однофазное поселение в начале 10 в. до н.э. в Хирбет Кейафе.

3. Тезисы для дискуссии

Раскопки в Хирбет Кейафе и точное соотнесени этого места с библейским Шаараимом открыли новые горизонты для понимания некоторых аспектов 10 в. до н.э. в библейской Иудее.

3.1 Хронология

Когда произошел переход от Железного века I к Железному веку II? Традиционный подход, т.н. «высокая хронология» ("high chronology"), датирует процесс примерно 1000 г. до н.э. (Mazar and Bronk Ramsey 2008). Сторонники «низкой хронологии» ("low chronology") устанавливают окончание Железного века I примерно в 920 г. до н.э. (Finkelstein 1996), а «ультранизкой» ("ultra-low chronology") - даже 900 г. до н.э. (Sharon и др. 2007). Четыре новых результата углеродного исследования (C14 results) из Хирбет Кейафы четко указывают, что «низкая» и «ультранизкая хронология» неприемлемы. Судя по всему, они основываются на образцах, взятых из более поздних этапов Железного века IIA, а не из самого его начала. Несомненно, Стартум Vb раннего Железного века IIA из Мегидо никогда не датировался исходя из результатов радиометрического анализа.

Шаараим дважды ассоциируется с царем Давидом, и в обоих этих случаях Давид еще не был царем. Так как результаты радиометрии датируют Хирбет Кейафу 1026 г. до н.э. (59.6%) или 1051 до н.э. (77.8%), единственное, что остается, - поинтересоваться, не был ли город построен в конце 11 в. до н.э. Сопоставление библейского текста и дат по результатам радиометрии подтверждает «ультравысокую» хронологию в вопросе перехода от Железного века I к Железному веку II примерно в 1015-1010 г. до н.э.

3.2 Модель поселения.

Каковы были характерные особенности поселения в Иудее в начале Железного века IIA? Традиционное изучение относит строения укрепленных городов к 10 в. до н.э. (Yadin 1958; Mazar 1990). С другой стороны, сторонники низкой хронологии датируют ту же строительную деятельность 9 в. до н.э. Херцог (Herzog) и Сингер-Авиц (Singer-Avitz) предположили, что Железный век IIA должен подразделяться на два этапа на юге (2004). К раннему Железному веку IIA они относят следующие поселениф: Арад (Arad) XII, Беер-Шева (Beersheba) VII, Лакхиш (Lachish) V, Баташ (Batash) IV и Масос (Masos) II. Это не укрепленные города; вернее, ограды с домами располагались по краям поселения. Исходя из их анализа, только в конце Железного века IIA, около середины 9 в. до н.э., впервые были построены укрепленные поселения: Арад (Arad) XI, Беер-Шева (Beersheba) VI и Лакхиш (Lachish) IV.

Однако, Хирбет Кейафа окружен массивной стеной с эскарповой галереей длиной 700 и толщиной 4 метра. Она построена из камней эпохи мегалита, зачастую достигающих веса 4-5 тонн каждый, а камни восточных ворот - доже до 10 тонн. Согласно нашим оценкам на постройку этих укреплений потребовалось около 200 000 тонн камня. Ворота с четырьмя камерами, верхняя часть которых построена из тесаных камней, располагались и были расположены в западной части города. Очевидно, что это скорее был укрепленный город, чем деревенское поселение.

3.3 Политическое устройство.

Каким было политическое устройство в 10 в. до н.э.? Традиционно считается, что была централизованная власть в Иерусалиме, которая контролировала всю страну (Mazar 1990; Stager 2003). Другие варианты предполагают местные независимые структуры (Finkelstein 1996; Herzog and Singer-Avitz 2004). Массивная конструкция городских стен Хирбет Кейафы, на которую потребовалось 200 000 тонн камня, и восточные городские ворота из двух камней весом каждый около 10 тонн, свидетельствуют о мощи и власти централизованного политического устройства, а именно государства.

3.4. Библейское изложение

Какова историческая ценность библейского повествования о периоде Объединенного царства? На начальном этапе исследований она была принята в качестве точной исторической оценки (см., например, B. Mazar 1986; Yadin 1958). В 1980-ых возникли серьезные сомнения в отношении этого предания, предполагающие, что это явно литературная компиляция, датируемая несколькими веками позже (см., например, Davies 1992; Thompson 1999). Царь Давид, согласно этой точке зрения, был чисто мифологическим персонажем. Хотя надпись на стеле в Тель Дане (Tel Dan) явно указывает, что он был реальной исторической фигурой (Biran and Naveh 1995), неясно, был ли он правителем крупной империи или мелкого пыльного городишки.

Геополитические обстоятельства в долине Эла в 11-10 в.в. были вполне понятными. Мощный филистимлянский город-государство Гат (Gath) на площади около 30 гектаров располагался всего в 12 км вниз по течению от Хирбет Кейафы. Это была вражеская приграничная территория, где царства Гата и Иерусалима постоянно конфликтовали. История Давида и Голиафа - одна из многих таких «воинских сказок», упомянутых в 2 Цар. 21:15-22 и 1 Пар. 11:11-27. Хотя многие из этих преданий являются по сути фольклорными, их хронология и география отражает исторические реалии. Поскольку к концу 9 в. до н.э. Гат потерял политическую мощь, эти предания должны были быть созданы в более раннее время.

Библейский текст, однократно бывший обитаемым Хирбет Кейафа и радиометрические даты -  каждый в отдельности является существенным свидетельством, явно указывающим на то, что библейские предания имеют реальные географические воспоминания 10 в. до н.э. долины Эла. Нет никаких оснований полагать, что эти предания были сфабрикованы в конце 7 в. до н.э. или в эллинистический период.

Кроме того, надпись в пять строк, обнаруженная в Хирбет Кейафе четко указывает, что в этом регионе использовалось письмо. Таким образом, историческая память могла передаваться через поколения и, наконец, быть подытожена в библейском тексте.

Перевод © JUDAEA.RU - 2008 г. 

Презентация Гарфинкеля по результатам раскопок в Хирбет Кейафе. формат .pdf  6.5 Mb

Все материалы о раскопках в Хирбет Кейафе

REFERENCES

Biran, A. and Naveh, J.
1995 The Tel Dan Inscription, A New Fragment. IEJ 45: 1-18.

Davies, P.R.
1992 In Search of "Ancient Israel". Sheffield: Sheffield University Press.

Finkelstein, I.
1996 The Archaeology of the United Monarchy: an Alternative View. Levant 28: 177-187.

Garfinkel, Y. and Ganor, S.
2008 Horvat Qeiyafa-a Fortified City on the Philistia-Judah Border in the Early Iron II. In Amit, D. and Stiebel, G.D. eds. New Studies in the Archaeology of Jerusalem and its Region, Collected Papers, Vol. 2. Jerusalem: Israel Antiquities Authority and the Hebrew University: 122-133 (Hebrew).

Herzog, Z. and Singer-Avitz, L.
2004 Redefining the Centre: the Emergence of State in Judah. Tel Aviv 31: 209-244.

Mazar, A.
1985 The Excavations at Tell Qasile, Part Two. Qedem 20. Jerusa-lem: The Hebrew University.

Mazar, A.
1990 Archaeology of the Land of the Bible 10,000-586 BCE. New York: Doubleday.

Mazar, A., and Bronk Ramsey, C.
2008 14C Dates and the Iron Age Chronology of Israel: A Re-sponse. Radiocarbon 50: 159-180.

Mazar, B.
1986 The Philistines and the Rise of Israel and Tyre. In The Early Biblical Period, Historical Studies. Jerusalem: 63-82 (Hebrew).

Ortiz, S.M.
2000 11/10th Century B.C.E. Transition in the Aijalon Valley Region: New Evidence from Tel Miqne-Ekron Stratum IV. Unpublished PhD thesis, University of Arizona. Tucson.

Rainey, A.
1982 Sha'arayim. In: Tadmor, H, ed. Encyclopaedia Biblica Vol. 8: 243. Jerusalem (Hebrew).

Sharon, I., Gilboa, A., Jull, T. and Boaretto, E.
2007 Report on the First Stage of the Iron Age Dating Project in Israel: Supporting the Low Chronology. Radiocarbon 49: 1-46.

Stager, L.E.
2003 The Patrimonial Kingdom of Solomon. In: Dever, W.G. and Gitin, S. eds. Symbiosis, Symbolism, and the Power of the Past: Canaan, Ancient Israel and their Neighbors from the Late Bronze Age through Roman Pa-laestina. Winona Lake, Ind.: Eisenbrauns: 63-74.

Thompson, T.L.
1999 The Mythic Past: Biblical Archaeology and the Myth of Israel. London and New York: Basic Books.

Yadin, Y.
1958 Solomon's City Wall and Gate at Gezer. IEJ 8: 80-86.

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001126850926 (ВАША ПОМОЩЬ НАШЕМУ САЙТУ)

Категория: Мои статьи | Добавил: simvol-veri (22.02.2009) | Автор: GLEB

Просмотров: 2170 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Рейтинг@Mail.ru