Приветствую Вас Гость!
Вторник, 12.12.2017, 11:32
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Новая страница 4

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Главная » 2013 » Март » 4 » Подготовка к Великому посту
Подготовка к Великому посту
21:47


В приготовительные седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания – запрещение вкушать мясную пищу.


Подготовку к Великому посту Церковь начинает заранее, за три седмицы. Четыре воскресных дня до начала Святой Четыредесятницы посвящены подготовке к подвигам поста, покаяния и усердной молитвы. И перед земными сражениями воины начинают готовиться заблаговременно. Так и святые отцы перед особым подвигом духовной брани, перед Великим Постом установили подготовительные дни.


Первый из воскресных дней, с которого начинается Постная Триодь (богослужебная книга, в которой содержатся службы Великого поста), называется Неделей о мытаре и фарисее. В этот день на Литургии читается Евангельская притча о мытаре и фарисее. Основание всех подвигов - смирение, без которого все наши добродетели и усилия тщетны. А гордость, мнение о своей праведности с уничижением ближних, препятствует нашему покаянию и нашему спасению. Поэтому именно с этой притчи и начинается подготовка к Великому посту.



Неделя о мытаре и фарисее


Каждая из трех седмиц (т. е. недель) и каждая из четырех Недель (т. е. воскресных дней) перед Великим постом имеет свое название и значение. За три седмицы до Великого поста православная церковь воспоминает евангельскую притчу о мытаре и фарисее, изложенную в Евангелии от Луки (18, 9-14), и говорит о смирении.


Притча, которую по евангельскому сюжету Иисус рассказывал "некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других", повествует о том, как фарисей и мытарь молились в храме.

Фарисеи (от др.-еврейск. - "отделившиеся") - последователи религиозно-общественного течения, проживавшие в Древней Иудее. Фарисеи претендовали на обладание уникальными знаниями, якобы переданными им Моисеем, и тщательно исполняли внешние обряды. Поэтому многие считали их мудрыми и благочестивыми, то есть "отделившимися" от других людей. А мытари, сборщики царских податей, зачастую злоупотреблявшие своими полномочиями, были повсеместно ненавидимы и презираемы.


Фарисей молился так: "Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, беспутные, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю. Жертвую десятую часть из всего, что приобретаю".

Мытарь же от стыда перед Богом за свою неправедную жизнь "не смел даже поднять глаз своих к небу" и лишь молил Его о прощении грехов: "Боже, будь милостив ко мне, грешному" (церк.-слав. - "Боже, милостив буди мне грешному"). Эти слова выделены в отдельную "Молитву мытаря", которая принята православной церковью как общеупотребительная.


Притча завершается утверждением Иисуса, что "мытарь пошел более оправданным в дом свой, нежели фарисей. Потому что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится".

В этот день церковь призывает христиан к размышлениям о покаянии истинном и показном, когда осуждающий себя (мытарь) будет оправдан Богом, а возвышающий себя (фарисей) - осужден. "Фарисейского избежим высокоглаголания (напыщенного многословия)", - говорится в этот день, "научимся высоте смиренных слов мытаря...", потому что нет без смирения настоящего покаяния.


В Первую седмицу поста нет, поэтому она называется "сплошной". В среду и пятницу христианам позволено вкушать скоромную (запрещенную к употреблению в большинство иных дней поста и подготовительных седмиц) пищу в знак обличения этим горделивого поста фарисея.


В Неделю о мытаре и фарисее в храмах совершается Божественная Литургия, которая имеет следующие особенности: 1) пение на утрени после Евангелия особых покаянных тропарей (молитвенных песнопений); 2) присоединение к песнопениям Октоиха песнопений Постной Триоди; 3) чтение притчи о мытаре и фарисее; 4) замена воскресных кондаков кондаками Триоди, иногда Минеи.


Следующий воскресный день называется Неделей о блудном сыне. Чтобы человек не впал в отчаяние, сознавая бездну своих грехов, понимая, как он ими оскорбил Господа, Святая Церковь напоминает нам Евангельскую притчу о блудном сыне, которая и читается в этот день на Литургии. Притча эта говорит нам о великом милосердии Отца Небесного, о Его Отеческой Любви к нам и готовности принять, простить, возвратить нам утраченное сыновнее достоинство, если только мы с покаянием и смирением припадем ко Христу.


На Всенощной в Неделю о блудном сыне к пению полиелейных псалмов добавляется пение псалма "На реках Вавилонских". Этот псалом говорит о тяжести состояния души, находящейся в Вавилонском плену страстей, говорит и о покаянии, сокрушении и о решимости вести борьбу с грехом. В этом псалме изображаются все подвиги поста, с каким расположением должны мы вступать на это поприще покаяния. Не могли израильтяне в плену воспевать радостных песен. Так каждый христианин должен обратиться к покаянию, познав свою плененность страстями, греховность души, немощь плоти. "Дщи Вавилоня окаянная...", -говорит нам псалом о том, что нужно возненавидеть грех и страсть. И должны пресекать страсти в самом их начале, отсекать греховные помыслы молитвой и упованием на Господа, "разбивая младенцы", - греховные помыслы, - "о камень" веры и молитвы.



Недели о блудном сыне и Страшном суде



В Неделю о блудном сыне евангельской притчей (Лк. 15, 11 – 32), от которой получила название и сама Неделя, Церковь показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. Никакой грех не может поколебать человеколюбия Божия. Душе, раскаявшейся и обратившейся от греха, проникшейся надеждой на Бога, Божия благодать исходит во сретение, лобызает ее, украшает и торжествует примирение с ней, какой бы она ни была греховной прежде, до своего раскаяния.


Церковь наставляет, что полнота и радость жизни заключаются в благодатном союзе с Богом и в постоянном общении с Ним, а удаление от этого общения служит источником духовных бедствий.

За неделей блудного сына следует неделя о Страшном Суде. По-другому она называется мясопустной, так как с этой недели прекращается вкушение мяса. В воскресный день, начинающий мясопустную неделю, в последний раз перед Великим постом вкушается мясная пища — происходит заговенье на мясо, что вовсе не предполагает объядения.


Название этой недели также связано с темой воскресного евангельского чтения. В этот день за Божественной литургией читается притча Спасителя о Страшном Суде (Мф. 25, 31-46).

Не случайно эта притча предлагается нашему вниманию после притчи о мытаре и фарисее и притчи о блудном сыне. Кого не тронули ни образ смирения мытаря, ни бедствия блудного сына, тем Церковь почла нужным представить грозную картину Страшного Суда с целью побуждения к раскаянию и сокрушению. В песнопениях этой недели собрано все величественное и трогательное, что может пробудить человека от беспечности и внушить страх Божий.


Перед воспоминанием Страшного Суда Святая Церковь призывает нас к молитве об усопших, ожидающих Суда Божия. Поэтому она положила совершать заупокойную службу в субботу перед неделей о Страшном Суде. Вот почему мясопустная неделя, всегда предваряется Вселенской родительской (мясопустной) субботой Перейти, когда совершается поминовение всех почивших православных христиан.


Мясопустная неделя или неделя о Страшном Суде называется еще сырной неделей. В эти дни церковный Устав запрещает вкушать мясную пищу. Из скоромных продуктов на трапезе благословляется молочная пища, яйца и сыр.


Песнопениями сырной седмицы Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже преддверие покаяния, предпразднство воздержания, седмица предочистительная.
В этих песнопениях Святая Церковь приглашает к сугубому воздержанию, напоминая о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания.


В сырную субботу совершается воспоминание святых мужей и жен, в подвиге поста просиявших.
Примером святых подвижников Церковь укрепляет нас на подвиг духовный, «яко да и первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и святые подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были людьми, облеченными немощами плоти подобно нам.


Последнее воскресенье пред Великим постом имеет в Триоди надписание (наименование): «В Неделю сыропустную, изгнание Адамово».
В этот день воспоминается событие изгнания наших прародителей из рая.

Мысль о конце нашей жизни при воспоминании об отошедших уже в вечность отрезвляюще действует на каждого, кто забывает о вечности и прилепляется всей душой к тленному и мимолетному.

Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Суд его - праведным и неподкупным испытанием (неумытное истязание, неумытный суд). И закоренелые, и беспечно полагающиеся на милосердие Божие грешники должны поэтому помнить о духовной ответственности за свое нравственное состояние, а Церковь всем своим богослужением этой Недели стремится привести их к осознанию своей греховности.


На какие же дела покаяния и исправления жизни особенно обращается внимание?


Прежде всего и главным образом, на деяния любви и милосердия, ибо Господь произнесет Суд Свой преимущественно по делам милосердия, и притом возможным для всех, не упоминая о других добродетелях, не одинаково доступных для каждого. Никто из людей не вправе сказать, что он не мог помочь алчущему, напоить жаждущего, посетить больного. Вещественные дела милости ценность свою имеют тогда, когда они будут проявлением владеющей сердцем любви и соединены с духовными делами милости, которыми и тело. и душа ближних облегчаются.   


рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001126850926 (ВАША ПОМОЩЬ НАШЕМУ САЙТУ)

Просмотров: 1914 | Добавил: simvol-veri | Теги: Великий пост, или Изгнание Адамово, Неделя сыропустная, Неделя мясопустная, Неделя мытаря и фарисея, Неделя блуднаго сына, или О страшном суде | Рейтинг: 5.0/3 |

Всего комментариев: 0
Читать в Яндекс.Ленте Добавить в Google Reader
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Рейтинг@Mail.ru