Приветствую Вас Гость!
Суббота, 20.04.2024, 07:06
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Новая страница 4

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Февраль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28

Архив записей

Главная » 2011 » Февраль » 18 » О древнем каменном престоле базилики императора Константина в церкви св. Александра Невского
О древнем каменном престоле базилики императора Константина в церкви св. Александра Невского
12:52

Престол базилики императора Константина в церкви св. Александра Невского
 

Посреди домового храма Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) во имя святого Александра Невского на Александровском подворье в Иерусалиме, вошедшего в историю также как Русские Раскопки, находится каменный престол.

В течение сотни лет он был покрыт напрестольным облачением и всегда вызывал удивление и любопытство всякого входящего в эту церковь. Духовные лица задавались вопросом – почему престол находится посреди храма, а не в алтарной части*, смущались и часто даже раздражались из-за того, что к нему, покрытому облачением и без каких-либо ограждений, прикасаются мирские люди.

Паломники, как и туристы, часто не задумываясь, не только к каменному престолу прикасались, но бывало, и опирались на него. И вечный «подозрительный» вопрос – «а в алтаре есть престол?»

Историческая справка:

Во время раскопок (1882-1887 гг.) на этом месте был обретен каменный престол, принадлежащий, предположительно, одному из восемнадцати придельных храмов базилики Храма Воскресения (Гроба Господня), построенной св. царем Константином. Крыша базилики, состоявшей из монументального комплекса зданий, некогда покрывала весь ряд священных мест.

Храмовый комплекс состоял из разных частей, вытянутых с запада на восток. В него входили: круглый храм-мавзолей, названный Анастасис ( греч. «Воскресение»), в центре которого был расположен Гроб Господень;  далее следовала базилика — Великая Церковь.

Внутри базилики находилась крипта, отмечающая место обретения Креста. Главный вход располагался с востока, с одной из основных улиц, и с юга, с городского форума. Левая часть главного входа составляет ныне часть древностей Александровского подворья.

Храм Воскресения был торжественно освящен в присутствии императора Константина  17 сентября 335 года.

Совет ИППО в Святой Земле принял решение о снятии напрестольного облачения и предоставлении благочестивым паломникам возможности созерцания престола и поклонения ему, с учетом всех мер предосторожностей для предохранения его от неправильных или неразумных поступков.

23 января 2011 года облачения, покрывавшие престол, были сняты, а также были установлены ограждения из органического стекла. 

 

*В алтарной части храма св. Александра Невского имеется Богослужебный престол,  освященный Патриархом Иерусалимским Герасимом 22 мая ст. ст. 1896 года. В престол были положены частицы мощей Святых Великомучеников: Харлампия, Феодора Стратилата и Пантелеимона.
 
 
 
 
Александровское подворье
Татьяна Тыжненко
«Окна», 17 и 24 мая 2007
 
Центральный вход в Александровское подворье

 Извилистые улочки Старого города в Иерусалиме приведут к башне Антония, к часовне Осуждения, к арке «Се человек» («Эццо Хомо»), к маленькой улочке Эль-Вад, где Христос, изнемогая под тяжестью креста, упал в первый раз. А впереди за поворотом — подъем на гору. Далее путь подходил к воротам, носившим название «Судных врат», где заканчивался город и проходила укрепленная стена с высокой каменной башней.

Первым, кто заинтересовался этим участком земли в 1844 году, был прусский консул Шульц. В 1859 году по инициативе русского дипломата в Иерусалиме В. И. Доргобужинова эта земля, принадлежавшая коптскому священнику Георгию и его брату Ризке Алле, была приобретена Россией для постройки на ней здания консульства. Позднее к нему были прикуплены соседние и подземные участки, и таким образом земельный участок, приобретенный, за 40.859 франков, имел площадь 314 кв. саженей.

В 1860 году известный археолог Э. Пьеротти, расчищая место для постройки, обнаружил остатки древней стены. Позже, в 1864 году, француз граф Мельхиор де Вогюэ, производивший раскопки за свой счет, увидел отдельно стоящую арку. Годом позже на место раскопок пришли английские археологи во главе с В. Вильсоном. Однако системные раскопки были предприняты только Императорским православным палестинским обществом в 1882 году при финансовой поддержке его председателя — великого князя Сергея Александровича, пожертвовавшего 1000 рублей золотом на уникальные научные изыскания. Наблюдение и руководство в этом деле было поручено отцу архимандриту Антонину (Капустину), который возглавлял Русскую духовную миссию в Иерусалиме с 1865 по 1894 год.

Но только с 1883 года, благодаря активности архимандрита отца Антонина и его постоянного и верного помощника городского архитектора Конрада Шика, здесь начались интенсивные археологические раскопки.
Конрад Шик (1822-1901) родился в Германии, в 20 лет прибыл в Иерусалим с целью организации паломничества и остался здесь до конца жизни, строя и проектируя, исследуя библейские памятники архитектуры, письменности и нумизматики, возводя целые кварталы в городе («Меа Шеа-рим»), а также отдельные здания (христианская школа для девочек «Талита куми», городской лепрозорий, собственный дом на улице Пророков, 58, больница им. Герхарда Хансена, протестантская церковь Сент-Поль, международная евангелическая церковь и другие. Он считался лучшим знатоком города. Его познания в археологии сделали его непререкаемым авторитетом в области знания иерусалимских древностей, а составленная им карта Иерусалима XIX века по сей день считается самой лучшей.

Остатки городской внешней и внутренней стены, обнаруженные археологами, Конрад Шик отнес ко времени Ирода Великого ввиду массивности и грандиозности найденного и наличия элимов (выступов) в стене в два локтя шириной каждый. Найденные остатки стены древнееврейской эпохи находились на живом грунте скалы, то есть в своем первоначальном, нетронутом виде, образуя при этом хорошо сохранившийся угол. Арку с двумя колоннами сообщество археологов датировало началом II века, то есть временем римского императора Адриана (117-138 годы), а остатки церкви, построенной святой царицей Еленой, определили началом IV века. Но самым главным достижением было то, что Шик определил форму ворот в стене. Это сразу вошло в систему христианских святынь Иерусалима как Порог «Судных врат», через которые Иисус покинул город, следуя к Голгофе.

Арка, найденная на "Русских раскопках"

Находка двух каменных плит с углублением для затвора и части стены с отверстием, расширяющимся кверху, так называемым игольным ушком, произвели сенсацию в богословском научном мире. Город времени Иисуса Христа заканчивался стеной с воротами, запирающимися на ночь, оставалась лишь маленькая щель, в которую мог пройти только один человек. Вспомнились слова: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Божье». Архимандрит Антонин сохранил это святое место для России, построив здесь вместе с местным архитектором Г. Франгья и его помощником греком Николаем Г. Вальсамаки большое подворье.

Завершились археологические раскопки большим триумфом. Конрад Шик был награжден орденом Святого Станислава 2-й степени в благодарность за труды и отказ от преждевременной публикации результатов исследований.
Следующей заботой строителей было устроение церкви на подворье, которое требовало согласия иерусалимского патриархата, католического духовенства и турецкого правительства. Оттоманский паша запрещал какое-либо строительство на подвластных ему территориях, католики стояли на страже своих интересов, а иерусалимская церковь заявила свой протест официально, опасаясь того, что русская церковь будет находиться рядом с главной святыней христианства — Храмом воскресения Христова. Одним из условий иерусалимского патриарха о принадлежности церкви было категорическое заявление о том
, что церковь должна принадлежать царской фамилии, а не Палестинскому обществу, в доме которого она будет находиться.

 Древний алтарь Конастинтиновской базилики IV века, найденный на русских раскопках

Особый такт, осторожность и тонкие дипломатические ходы архимандрита Антонина Капустина и всего дипломатического русского представительства на Востоке сделали свое дело — церковь на подворье с приютом для паломников общей площадью 1433 квадратных метра была освящена 22 мая 1896 года в честь святого благоверного князя Александра Невского.

«Весь дом снаружи был разукрашен Русскими и Турецкими флагами, а внутри зеленью и цветами. На торжестве присутствовало около 250 человек, помимо 600 православных туземцев, разместившихся по коридорам и по террасе», — писал один из очевидцев праздника.

Всем присутствующим на празднике был предложен праздничный обед. Под одной крышей оказались храм, Порог «Судных врат» и археологические древности. Фрагменты сохранившегося священного Порога «Судных врат» с мостовой закрыли стеклянной витриной и обнесли с трех сторон чугунной ажурной решеткой, за которой возвышается ныне высокий камень с Голгофы, выкупленный у греков за огромные деньги.

Живописный этюд И. Е. Репина «Несение Креста», исполненный им в 1898 году, находится рядом с распятием. На его оборотной стороне — надпись:
«Сей образ Несение креста, написанный мною в Иерусалиме, приношу в дар Иерусалимской русской церкви «На раскопках». Желал бы, чтобы образ был заделан под стекло и помещен на левой стороне при пороге Ворот (не высоко). Прошу на литургиях поминать имена Моих родителей Евфимия и Татианы.
И. Репин. 1898 июль 27»

Перед поездкой в Иерусалим художник сказал: «Пишут, что я еду в Палестину, чтобы собирать материал для задуманной картины «Искушение Христа». Я почти никогда не работаю над одною своей картиной, а над несколькими своими вещами сразу: попишу немного одну, затем перехожу к другой, заканчиваю третью, а там снова возвращаюсь к первой. Я просто еду с целью вообще, ознакомиться с памятниками глубокой древности, с колыбелью библейских народностей, с природой, их окружавшей».

Паспортная книга Сергиевского подворья Иерусалима за 1898 год хранит запись под номером 151, сделанную самим художником: «Профессор Илья Ефимович Репин. С.Петербург. 30 VI 98 — 25 VII98. 27 дней».
На продольных стенах церкви в рамах висели живописные полотна (3 метра в высоту и 2 метра в ширину) Николая Андреевича Кошелева (1840-1918), академика, профессора Петербургской академии художеств, талантливого художника, работавшего в Москве в Храме Христа Спасителя, в Петербурге в церкви Воскресения Христова («Спас на Крови»), в церкви приюта братьев Брусницыных, в Свято-Троицком соборе в Иерусалиме, в Александро-Невском соборе в Варшаве, в русских храмах Женевы и Буэнос-Айреса. Тема 18 больших полотен мастера — страсти Христовы, отражающие эпизод за эпизодом весь крестный путь Спасителя от Гефсиманского сада до Голгофы, распятие и сошествие во ад.

Ни один из художников — ни Ге, ни Васнецов, ни Нестеров, ни Репин — не видел решения столь сложной задачи средствами станковой живописи. Кошелев принял единственно правильное решение — писать на холстах основные сюжеты крестного пути Иисуса Христа, разместив их на значительном расстоянии от пола и почти вплотную друг к другу. Масштабно-ритмический строй трехметровых полотен, благодаря их высоте, освещению и колористическому эффекту, как бы поднимал и самого зрителя к тем святым местам, по которым их вел художник и магической частью которых являлась картина.

Освящение креста на крыше Александровского подворья  10 мая 1896 года

Художник выводит нас от событий библейских до современности, осмысливая событие в категориях классического искусства, гармонии света и цвета. И если отнести Н. А. Кошелева к представителям Салона, то он наиболее талантлив среди «отличников» академий — Т. Неффа, К. Маковского, А. Рябушкина, Г. Семирадского, М. Скотти, Ф. Бронникова, П. Све-домского. Само понятие красоты художник нашел в совершенстве рисунка, мастерстве композиции и колорита.

Н. А. Кошелев, человек из низов, добившийся высокого признания, писал живописные полотна, посвященные страданию и подвигу Иисуса Христа в течение десяти лет, равных которым нет ни в русской, ни в мировой живописи.

Рядом с Порогом «Судных врат» — 23 черные мраморные метровые мемориальные доски с именами русских жертвователей и датами их упокоения, написанные золотыми буквами. Вот их имена:
Василий Николаевич Хитрово, граф Ефим Васильевич Путятин, его дочь графиня Ольга Евфимиевна Путятина, епископ Порфирий (Успенский), великий князь Николай Николаевич, великая княгиня Александра Георгиевна, великий князь Константин Николаевич, его императорское величество государь император Александр III, архимандрит Антонин (Капустин), князь М. Р. Кантакузин, граф Сперанский, Н. Ф. Фан-дер-Флит и другие имена — известных ученых, государственных деятелей и жертвователей ИППО
.

Мемориальные доски с именами жертвователей

Справа от Порога «Судных врат» на стене висит киот из розового с белыми и серыми прожилками мрамора с иконой преподобного Сергия Радонежского в память о носившем его имя президенте и первом председателе Православного палестинского общества великом князе Сергее Александровиче. Икона написана в старых русских традициях, когда перед написанием ликов святых иконописец на доску накладывал «свет», то есть золото, и икону писал не на «фоне», а на «свету». Через золото говорит сам Божественный свет, потому что оно не краска и оно не имитирует свет (и цвет), а являет его. «Как бы ни были прекрасны другие небесные цвета, все-таки золото полуденного солнца — из цветов цвет и из чудес чудо. Ибо всякому цвету и свету на небе и в поднебесье источник — солнце».

«В память Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Александровича — основателя и Председателя Императорского Православного Палестинского Общества. 1882-1905» — гласит надпись под киотом.

Проект киота и лампады перед ним был разработан после убиения великого князя в 1905 году террористом Каляевым по просьбе его супруги великой княгини Елизаветы Федоровны академиком архитектуры Михаилом Тимофеевичем Преображенским (1854-1930).

Мастерская гранитных и мраморных изделий А. Баринова изготовила киот из мрамора, а «Товарищество производства серебряных изделий И. П. Хлебникова, сыновья и К°» в соответствии с проектом архитектора сделало металлическую раму — оклад для иконы преподобного Сергия Радонежского.
Перед киотом постоянно горит лампада, зажженная великой княгиней Елизаветой Федоровной в Москве и привезенная в Иерусалим. С тех пор она носит название «Елизаветинской неугасимой лампады».

У Порога «Судных врат», вспоминаешь не только об археологическом прошлом этого библейского места, но и о личности великого князя, которому оно обязано жизнью.
Великий князь Сергей Александрович был четвертым сыном императора Александра II и императрицы Марии Александровны (1824-1880) — дочери великого герцога Гессенского Людвига II. Александр II незадолго перед рождением сына побывал в Троице-Сергиевой лавре и, стоя перед ракой святого преподобномученика Сергия Радонежского, дал обет в том, что если у него родится сын, он назовет его Сергеем. Появившегося на свет 29 апреля 1857 года мальчика нарекли именем Сергий. Он получил прекрасное образование и воспитание. Его воспитателями и учителями были его мать, фрейлина А. Ф. Тютчева, К. П. Победоносцев, преподававший ему энциклопедию права, профессор К. Н. Бестужев-Рюмин, воспитавший в нем любовь к отечественной истории, князь С. Н. Урусов — патриот России, принявший у него присягу на верность царю и отечеству, профессор О. Ф. Миллер, блестяще знавший русскую литературу, историк С. М. Соловьев, правовед Н. С. Таганцев, политэконом В. П. Безобразов.

После убийства отца, императора Александра II, 21 мая 1881 года он вместе с великими князьями Павлом Александровичем и Константином Константиновичем едет на Святую землю, чтобы укрепиться душой для будущего служения своему отечеству. В Иерусалиме у подножия Голгофы он был посвящен в рыцари Гроба Господня.

В 1884 году великий князь женится на принцессе Гессен-Дармштадской Елизавете, девушке необычайной красоты, чистоты и света, рядом с которой «распускались все души». О ней говорили, что она не только внешне ослепительно хороша, но и по «внутренней жизни была красавица». Великий князь Константин Константинович Романов в день свадьбы преподнес великой княгине восторженные стихи:

Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О,верно, под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина;
Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина — стыдлива и нежна.
Пусть на земле ничто средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту.
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту!

В Москве начинается высокое служение Сергея Александровича в качестве генерал-губернатора столицы. Кроме того, он являлся покровителем, главой и почетным членом 39 обществ, научных и культурных учреждений, членом Государственного совета, командовал войсками Московского военного округа. С 1882 года великий князь являлся бессменным руководителем Императорского православного палестинского общества в течение 23 лет. Жертвуя значительные средства на строительство церквей Александра Невского («Русские раскопки»), Преображенской нагоре Фавор, Марии Магдалины, Канны Галилейской, а также Сергиевского подворья в Иерусалиме, великий князь приезжает на Святую землю второй раз в 1888 году со своей женой Елизаветой Федоровной, чтобы освятить храм в Гефсимании.

Незаслуженная клевета, сплетни в высшем свете надуманные обвинения, послужили поводом к созданию искаженного образа великого князя, и началась его травля и преследования, закончившиеся трагической развязкой. 4 февраля 1905 года в 2 часа 45 минут бомба, брошенная в карету анархистом И. Каляевым, трагически оборвала жизнь великого князя.

Великая княгиня Елизавета Федоровна продолжила дело своего мужа на Святой земле, возглавив ИППО с 1905 года. Вплоть до своей мученической кончины под Алапаевском великая княгиня делала ежегодно пожертвования на строительство подворий, школ и больниц на Святой земле, а также руководила всеми делами общества. 18 июля 1918 года великая княгиня вместе со своей келейницей монахиней Варварой, великим князем Сергеем Михайловичем, тремя сыновьями великого князя Константина Константиновича Иоанном, Константином и Игорем, а также князем Владимиром Палей и Ф. М. Ремезом была заживо брошена в шахту старого рудника. Ее мощи покоятся ныне в Иерусалиме в храме святой Марии Магдалины.

Александровское подворье в центре старого Иерусалима свято бережет память о великом князе. Гостей и паломников подворья встречает неизвестный до недавнего времени живописный портрет Сергея Александровича, найденный в архиве и принадлежавший кисти неизвестного художника, исполненный, вероятно, в первый приезд великого князя на Святую землю в 1881 году.

За Порогом «Судных врат» с востока существует выход на Русскую улицу. Небольшое темное помещение с одним маленьким окном вверху послушно приняло три тайно доставленных из России колокола весом 38, 28 и 5 пудов. Их тащили по ночам на катках женщины из Яффы, чтобы не вызвать подозрений у местных властей. Сейчас колокола молчат в надежде на скорое радостное и светлое время возрождающейся святыни. Иногда они все-таки подают свой голос, сверяя свое время с действительностью и проверяя надежность защиты двух древних гранитных колонн, стоящих по бокам звонницы. Конрад Шик и архимандрит Антонин определили, что колонны являлись когда-то частью пропилеев Воскресенской базилики императора Константина, что требует к ним особого почтения.

Помещения большого двухэтажного Александровского подворья предназначались для храма, комнат паломников, приемных залов, библиотеки и музея.

Самое большое помещение подворья занимает храм во имя святого благоверного великого князя Александра Невского с деревянным резным двухрядным иконостасом, ведущим свою историю еще с византийских времен. Высота литургического зала — 10 метров, длина — 22 метра. В центре церковного зала перед иконостасом стоит каменный престол, который ученые и археологи относят к предельному храму базилики царя Константина, возведенного им в IV веке. В торце западной стены висят 14 живописных икон в черных рамах на подрамниках, открывающих верующим святые лики подвижников веры Христовой. «Портретная галерея» изображает реальные исторические лица в единственной в своем роде грандиозной и строго продуманной композиции, устремленной ввысь, созданной талантливым живописцем В. Ф. Пасхиным.

Продолжают обильную пищу для созерцания 16 образов аскетов, праведников и исповедников вдоль северной и южной стен храма, расположенных горизонтальным поясом между окнами. Высота икон соответствует размеру оконных проемов и равняется 2 метрам 82 сантиметрам. Образы святых исполнены в строгой живописной манере в рост, в строгих черных монашеских рясах, с нимбами на золотом фоне. Это святые Предтеча и Креститель Иоанн, Андрей Первозванный, Георгий Победоносец и преподобный Харитон Исповедник, Иоанн Дамаскин и Порфирий — архиепископ Газский, великий Варсонофий и архиепископ Кирилл Алевский, преподобные Иоанн Хозевит и Феоктист Спостник, Герасим Иорданский и Илларион Великий, Великий Феодосий и Савва Освященный, Евфимий Великий и Великий равноапостольный император Константин и его мать — святая равноапостольная Елена.

На восточной стороне храма, на значительной высоте, расположено тройное окно — витраж с изображением распятия с предстоящими Богоматерью и святым Иоанном Богословом. Среднему окну высотой в 5 метров сопутствуют два меньших боковых.
Вплотную к церкви с севера примыкают помещения музея, в стеклянных витринах которого хранится большое количество стеклянных, глиняных и металлических фрагментов, обнаруженных при раскопках. Любопытны подвесные светильники, различной величины и формы кресты, миниатюрные стеклянные сосуды, изящные подсвечники и дверные замки с львиными головами. Многие глиняные поделки в виде лампад, чаш и привесок имеют коптское происхождение. Любопытны арабские монеты и ночники древнееврейской формы. Уникальными экспонатами являются хорошо сохранившиеся нагрудные, поясные и головные вериги из железа, которых нет ни в одном музее мира (в православной аскезе такие металлические узы или оковы носились на теле для умерщвления плоти, то есть победы над страстями). Самые тяжелые из них — поясные — весят 8 кг 500 г. Нагрудные весят 4 кг 100 г, головные — 2 кг 250г. Завершает экспозицию нательный крест весом 1 кг 700г. Вериги имеют аннотацию, которая гласит: «Сняты у Русского паломника Петра, скончавшегося в Иерусалиме 8 ноября 1865 года».
В центре зала на деревянной квадратной (99 на 99 см) вращающейся подставке экспонируется ажурный металлический макет купола храма Воскресения Христова высотой 66 см. Рядом — скромная печка-«буржуйка» с трубой и уличный фонарь XIX века.
По стенам расположены фрагменты колонн, капителей и баз, извлеченных археологами на месте раскопок в 1860-е годы, принадлежащих разным временным периодам.

На первом этаже подворья сразу же при входе расположена приемная комната, или, как называют ее, «царская», хотя ни Александр III, ни Николай II никогда здесь не бывали. Вероятно, название родилось из-за царских портретов и предметов убранства интерьера этого зала, занимавшего угловое помещение здания.
Перед иконой с 15 ликами святых и надписью «Икона в память чудесного спасения жизни Государя Императора и Его Августейшего Семейства 17 сентября 1888 года» стоят два бронзовых подсвечника и горит лампада в память о трагическом случае на железной дороге около станции Борки, когда император Александр III держал на своих плечах крышу вагона до тех пор, пока все члены его семьи не были спасены.
На стенах висят написанные с натуры свадебные парные портреты Николая II и Александры Федоровны в больших золоченых овальных рамах. Главным украшением залы является огромное над-каминное зеркало, которое со вниманием «рассматривает» каждого гостя, мраморные часы с двумя бронзовыми канделябрами и четыре небольшие семейные фотографии последнего русского царя-мученика Николая II в кругу семьи, раскрашенные детьми.

Рядом с царской комнатой расположена канцелярия с парадным портретом великого князя Николая Александровича — будущего императора Николая II и живописной картиной «Спаситель в терновом венце» кисти Николая Андреевича Кошелева с авторской подписью, а также графические портреты великого князя Сергея Александровича, последнего флигель-адъютанта Николая II — генерала М. Г. Хрипунова и управляющего подворьем В. М. Антипова.

На второй этаж Александровского подворья ведет старинная деревянная лестница, выходящая в коридор и объединяющая комнаты для священнослужителей, библиотеку и архив.
С третьего этажа лестница выводит на крышу, оставляя над собой стеклянный фонарь перекрытия. Удивительным является в этом здании маленький квадратный внутренний дворик, в который «заглядывают» помещения как подвального, так и первого и второго этажей, всегда остающийся в тени.

В подвальное помещение подворья можно попасть как с улицы, так и из здания по крутой деревянной лестнице, спускающейся с верхнего этажа. Два коридора объединяют три небольшие комнаты, предназначавшиеся ранее для проживания служащих, и цистерну, вмещавшую 15.760 ведер воды. Помещения освещаются лежачими прямоугольными окнами, выходящими на Русскую улицу. Примечательными являются несколько камней стены с загадочными изображениями на них, явно древнего происхождения, которым археологи пока не нашли объяснения.

На террасе, примыкающей к храму с юго-запада, находятся общие палаты для размещения паломников. Две из них — довольно большие, с пятью окнами каждая. Остальные пять предназначались для сопровождающих священников.

Здание церкви двускатное и покрыто черепицей. С одной стороны (над музеем и ризницей), а также над жилыми помещениями подворья, с противоположной стороны, находится плоское покрытие в виде террасы, откуда открываются незабываемые виды на Старый город.

Во всем живописно-архитектурном строе Александровского подворья чувствуется национальное своеобразие. Это типичное здание эпохи эклектики конца XIX века с элементами необарокко в оформлении фасадов сооружения, с картушами, волютами, разорванным фронтоном, рустованными углами и высоким венчающим карнизом с эмблемой ИППО. Более репрезентативного здания, пожалуй, в Старом городе нет. А если говорить об археологическом собрании древностей, живописи гениальных И. Е. Репина и Н. А. Кошелева, талантливого художника В. Ф. Пасхина, бесценного собрания икон, мемориальных досок, уникального киота-скрижалей, музейных экспонатов и святыни православия — Священного Порога «Судных врат», то более значительного памятника русской духовной и мировой культуры на Святой земле нет.

Когда-то Александровское подворье принадлежало Императорскому православному палестинскому обществу. Осуществлял управление подворьем до 2000 года епископ отец Антоний (Граббе), возглавлявший Русскую духовную миссию и Православное палестинское общество, находящиеся в ведении Архиерейского синода Русской православной церкви за границей. За годы, прошедшие с середины XIX века, комплекс ни разу не ремонтировался.

С ноября 2005 года по 1 июня 2006 года здание церкви Александровского подворья находилось на ремонте. 3 июня состоялось долгожданное освящение церкви высшими иерархами двух ветвей русского православия — председателем Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополитом смоленскими и калининградским Кириллом и архиепископом берлинским и германским Mapком. Служба прошла при участии начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита отца Елисея, монахинь Горненского монастыря, сестер Гефсиманской обители, представителей мэрии Иерусалима, почетных гостей, прессы и прихожан. Всеобщее недоумение у всех присутствующих вызвало отсутствие уникального собрания живописи «Страстного цикла» художника Н. А. Кошелева — полотен мирового уровня и объяснение Н. А. Гофмана-Воронцова, нынешнего председателя ИППО «Иерусалим и Ближний Восток», что картинам требуется реставрация и потому их отправили в Америку, в частную галерею Олега и Марии Байбаковых.

Надеемся, что в скором времени Александровское подворье на улице Даббага, 25, в самом центре Старого города, будет доступно во всем объеме людям, интересующимся историей Святой земли, ее уникальной археологией и величайшей святыней христианства — Священным Порогом «Судных врат».

 

Источник: Сайт истинного Императорского Православного Палестинского Общества Иерусалим и Ближний Восток

medal2a.jpg


рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001126850926 (ВАША ПОМОЩЬ НАШЕМУ САЙТУ)

Просмотров: 2766 | Добавил: simvol-veri | Теги: Александровское подворье, Престол базилики, Священный Порог «Судных Врат», Иерусалим | Рейтинг: 5.0/3 |

Всего комментариев: 0
Читать в Яндекс.Ленте Добавить в Google Reader
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Рейтинг@Mail.ru