Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 24.07.2017, 17:29
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Новая страница 4

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Главная » 2014 » Ноябрь » 13 » Имя митрополита Андрея Шептицкого будет вписано навеки в ряды "Праведников мира"
Имя митрополита Андрея Шептицкого будет вписано навеки в ряды "Праведников мира"
22:24

Митрополит УГКЦ Андрей Шептицкий спас около 150 еврейских детей во время Холокоста

 

Директор мемориального комплекса Катастрофы и героизма еврейского народа "Яд Вашем" бригадный генерал армии Израиля Авнер Шалев выступает за присвоение звания "Праведник народов мира" митрополиту Андрею Шептицкому. Об этом Шалев заявил в Иерусалиме, отвечая на вопросы участников международной конференции журналистов Украины, Беларуси, Молдовы и России.

 

Напомним, звание "Праведники народов мира" присваивается в Израиле людям любой национальности, которые в годы Второй мировой войны, рискуя собственной жизнью, спасали от смерти евреев.

 

Как отметил директор мемориального комплекса Яд Вашем, вне всяких сомнений, украинский митрополит Андрей Шептицкий, в годы второй мировой войны спасал от смерти евреев. Один из них - львовский раввин Давид Кахане. При этом, по оценкам профессора Шимона Редлиха, который родился в 1935 году во Львове, был спасен во время Холокоста украинской семьей, а в 1950 году эмигрировал в Израиль, митрополит Андрей Шептицкий спас минимум 150 евреев.

 

Кандидатура Шептицкого неоднократно рассматривалась на присвоение звания "Праведник народов мира", но, как пояснил Авнер Шалев, каждый раз не набирала нужного числа голосов членов комиссии по присвоению звания.

 

За 20 лет кандидатура митрополита Шептицкого 12 раз выносилась на рассмотрение комиссии.

 

"Митрополит Шептицкий, вне всяческих сомнений был настоящим патриотом Украины, - отметил директор мемориального комплекса Яд Вашем, - Никто не оспаривает и тот факт, что он сильно рисковал, спасая евреев от неминуемой смерти в условиях гитлеровской оккупации. Но для некоторых членов комиссии личность Шептицкого остается противоречивой - его обвиняют в том, что он подержал Германию в войне с коммунистической Россией, надеясь, что Украина станет свободной и от России, и от коммунистов".

 

По мнению директора музейного комплекса Яд Вашем, ошибочность "выбора союзника" митрополит Андрей Шептицкий позже осознал. Также неоспоримым остается и факт спасения митрополитом евреев.

 

 

 

 

Митрополит Шептицкий всю свою жизнь посвятил служению Богу и людям

 

Справка

 

В конце лета 1942 года Шептицкий организовал кампанию спасения евреев. Это, по большей части, были люди, бежавшие из гетто или из Янивского лагеря. 14 августа 1944 года 2000 еврейских детей были тайно вывезены в разные монастыри. Их прятали в криптах, в монастырских школах, детских приютах Львова и окрестностей, им были выданы фальшивые удостоверения о крещении. Шептицкий организовал подпольные группы людей, которые помогали прятать евреев. В этом участвовали монахи-студиты под руководством игумена Унивского монастыря Климентия, брата митрополита. Были разработаны специальные маршруты, которыми тайно переправляли евреев в Венгрию, где было более безопасно.

 

В спасении евреев А. Шептицкому также оказывала значительную помощь сестра монастыря св. Иосифа Елена Витер. Вместе с Климентием Шептицким они помогли спрятать 53 человека на обувной фабрике и в монастыре монахов-студитов. В 1946 году, в период ликвидации большевиками УГКЦ, сестра Елена Витер была арестована и осуждена в общей сумме к 30 годам лишения свободы. Брат Климентий был арестован в 1947 году, осуждён к 8 годам лишения свободы, умер во Владимирской тюрьме.

 

В январе 1942 года Шептицкий вместе с другими общественно-политическими деятелями Украины направил А. Гитлеру письмо-протест против немецкой политики на Востоке.

 

А. Шептицкий был единственным представителем церкви в Европе, кто обратился с письмом к Папе Римскому и лично к Гиммлеру, протестуя против геноцида евреев.

 

 

В 1944 г. Шептицкий, будучи опытным политиком, уже вполне предвидел поражение немцев во Второй мировой войне и приход советских войск в Галицию. К этому времени он осмеливается обозначить негативное отношение к германским властям более явственно. В записке Волошенко отмечается, что в конце оккупации митрополит Андрей запретил униатскому духовенству ранее предписанное им самим молитвенное поминовение за богослужением в униатских храмах Гитлера и германского воинства. Незадолго до вступления советских войск Шептицкий опубликовал распоряжение, в котором призвал священников Греко-католической Церкви не покидать своих приходов и не уходить вместе с германскими войсками с территории Западной Украины .

 

Безусловно, на перемены в политической линии Шептицкого повлиял, прежде всего, благоприятный для Советской армии ход военных действий - с присущим ему конформизмом униатский митрополит проявил готовность встать на сторону побеждающей стороны (ранее митрополит Андрей уже сотрудничал с властями Австро-Венгрии и режимом Пилсудского в Польше, одинаково приветствовал как вступление русских войск в Галицию в годы Первой мировой войны, так и германских оккупантов в годы Второй мировой войны).

 

В то же время немалую роль в изменении политических ориентиров главы Униатской Церкви сыграли и позитивные перемены, которые произошли в государственно-церковных отношениях в СССР в годы войны. В частности, в упомянутой записке Волошенко отмечалось, что свою лояльность к советскому режиму Шептицкий увязывал с новой церковной политикой властей СССР. В записке сообщалось: «Митрополит глубоко убежден, что Советская власть изменила свое прежнее "враждебное", по его словам, отношение к религии, к духовенству, к верующим». «Восстанавливаются духовные семинарии, восстанавливается богословская академия во Львове. Военные приветствуют на улицах священников. Это ли не доказательство уважения Советской власти - религии» - цитирует чекист митрополита . «Шептицкий подчеркнул, что "он и его духовенство желают хороших отношений с Сов. властью: "Всякая власть от Бога". Необходимо стремиться к взаимопониманию с Правительством. Особенно следует учитывать, что Сов. Правительство в действительности допускает развитие религии"» (20), - отмечает Волошенко. В выступлении митрополита Андрея Шептицкого на праздничной сессии собора униатского духовенства 7 сентября 1944 г. также подчеркивалось, что в религиозной политике советского правительства в период войны по сравнению с 1939-1941 г. произошли большие перемены, и большевики прекратили гонение на Церковь .

 

Свою лояльность по отношению к советской власти митрополит Андрей демонстрировал весьма недвусмысленно. В докладной записке, составленной и. о. уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете народных комиссаров УССР С. Т. Даниленко (Кариным) отмечается, что в беседе с ним Шептицкий говорил: «Я искренне рад, что Советская власть освободила нас от этих немцев, и об этой радости и об обязанностях, вытекающих из нее, говорил и говорю верующим и духовенству. Не далее, как сегодня у меня состоялся собор местного духовенства и некоторых приезжих. Такие соборы у меня бывают каждый четверг. Так вот я поучал их, как нужно быть благодарным и покорным Советской власти, ниспосланной нам Богом, и духовенство с искренностью воспринимало и воспринимает мои поучения» .

 

В ходе беседы с Даниленко Шептицкий также сказал: «К священникам, которые бежали с оккупантами, я отношусь так, как военные начальники относятся к тем солдатам, которые покидают свой пост. Я издал распоряжение, запрещавшее священникам покидать свои приходы и бежать с немцами. Некоторые священники нарушили мой приказ, но я их исключил из своей иерархии, как нарушителей, и они теперь не являются моими священниками. Своего отношения к ним я не изменю, если бы они и возвратились обратно» .

 

 

После беседы с униатским митрополитом Даниленко в отчете своему руководству суммировал: «Намеренно подчеркнутое радушие и любезность Шептицкого, оказанные им при приеме представителя Советской власти, а также изъявление им своих просоветских настроений, - следует рассматривать не только как "знамение времени", но и как безусловный перелом, который вольно или невольно произошел в Шептицком в результате разочарования его в немцах, с одной стороны, и с другой - благодаря могуществу Советской власти и Красной Армии, разгромившей оккупантов. Этому также способствовала наша тактика в области церковной политики» .

 

С целью еще более убедительно продемонстрировать свою лояльность к советской власти Шептицкий 10 октября 1944 г. написал послание на имя Сталина. В нем глава галицких греко-католиков именовал советского лидера «Верховным вождем» и «Правителем СССР, главнокомандующим и великим маршалом непобедимой Красной Армии». По поводу вступления советских войск на территорию Западной Украины Шептицкий писал: «Эти светлые события и терпимость, с которой Вы относитесь к нашей Церкви, вызвали и в нашей Церкви надежду, что она, как и весь народ, найдет в СССР под Вашим водительством полную свободу работы и развития в благополучии и счастье» .

 

Как видно, в условиях новой церковной политики, проводимой Сталиным в годы войны, Шептицкий надеялся, продемонстрировав свою готовность к диалогу с советскими властями, обеспечить Униатской Церкви беспрепятственное существование в Советском Союзе. В то же время уверенность в возможности налаживания партнерских отношений с большевиками униатскому митрополиту придавало и то обстоятельство, что Москва, в свою очередь, также была в них заинтересована. Обозначенная Шептицким политическая позиция давала основание властям СССР видеть в нем возможного помощника в установлении советского режима в Галиции. Митрополит с его огромным авторитетом среди населения Западной Украины мог оказать значительное влияние на политические настроения галичан, призвав их к послушанию новой власти, а главное - к прекращению партизанской деятельности в рядах националистического подполья.

 

В беседе с униатскими священниками Иваном Котивым и Германом Будзинским Даниленко отмечал: «Берегите своего митрополита, потому что из своей с ним беседы я вижу, что он единственный пока среди Вас реальный человек, который заявил о своем искреннем отношении к народной Советской власти, и этим будет способствовать нормальному отношению ее к греко-католической церкви» .

 

В то же время в своем кругу сотрудники госбезопасности по поводу искренности перемены, произошедшей в политических взглядах Шептицкого, особых иллюзий не строили. Впрочем, мотивы, по которым митрополит Андрей готов был сотрудничать с советским режимом их, кажется, не слишком волновали. Так, в телеграмме наркома госбезопасности СССР В. Меркулова на имя наркома госбезопасности УССР С. Савченко отмечалось: «Учитывая большой авторитет митрополита Шептицкого, надо безусловно использовать его в нужном нам направлении и, видимо, это можно сделать независимо от того, насколько Шептицкий искренен в своих заявлениях» .

 

Таким образом, после вступления Красной армии летом 1944 г. на территорию Западной Украины советский режим готов был наладить с Греко-католической Церковью сотрудничество и не собирался предпринимать против нее жестких репрессивных мер. Вопрос о ее ликвидации униатства, как видно из документов органов госбезопасности, первоначально не ставился. Однако планам использовать главу галицких униатов в целях укрепления советского режима на Западной Украине не суждено было сбыться: 1 ноября 1944 г. митрополит Андрей скончался. После его смерти характер отношений между Униатской Церковью и советским государством резко изменился.

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001126850926 (ВАША ПОМОЩЬ НАШЕМУ САЙТУ)

Просмотров: 1008 | Добавил: simvol-veri | Теги: праведник, спасение евреев, Холокост, Митрополит Андрей Шептицкий | Рейтинг: 5.0/3 |

Всего комментариев: 0
Читать в Яндекс.Ленте Добавить в Google Reader
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Рейтинг@Mail.ru